Ни один музыкант не способен предсказать, будет ли песня популярна. Ни один продюсер не может рассказать, из чего состоит хит. Рецепта не существует: вкусы слушателей изменчивы и непостоянны, интерес к музыке — случаен и непредсказуем. Всё, что нам остаётся — определить элементы, делающие ту или иную известную песню особенной. Из этого материала вы узнаете, какие музыкальные, аранжировочные и композиторские решения позволяют общепризнанным мировым хитам выделяться на общем фоне.
Предсказать, какая песня станет хитом, невозможно. Чарт-топперы — сложная материя, успех которой определяется множеством факторов: идеей, аранжировкой, студийными решениями, работой лейбла, маркетологов и ещё десятка профессионалов.
Всё, что остаётся в этой ситуации — писать интересную музыку и улучшать собственное творчество, анализируя уже существующие хиты. Выделив в этих композициях главное, мы можем понять, из чего состоит тот или иной хит на базовом уровне, найти слабые места собственной музыки и, как итог, повысить её качество. В общем, сделать всё возможное, чтобы повысить свои шансы на успех.
ДЕКОДИРОВАНИЕ ХИТОВ
Этот материал — объединение нескольких заметок из серии «Hits Decoded», публикуемых в блоге сервиса Splice. Мы намеренно не включили в подборку «декодирование» хитов Канье Уэста и ряда других исполнителей, так как в этих материалах основное внимание уделяется тексту композиций и смысловой нагрузке лирики.
СОДЕРЖАНИЕ
- Imagine Dragons — Believer
- Beyoncé — SPIRIT
- Bruno Mars — That’s What I Like
- Kendrick Lamar — HUMBLE.
- Khalid — Location
- Audien and ARTY — Never Letting Go
- Ed Sheeran — Shape of You
- Post Malone — Rockstar (feat. 21 Savage)
- ODESZA — Line of Sight (feat. WYNNE & Mansionair)
- Kyle Dixon, Michael Stein — Stranger Things
- BTS — Boy with Luv (feat. Halsey)
01 из 11Imagine Dragons — Believer (2017)
Композиция Imagine Dragons «Believer» не покидала эфиры радиостанций весь 2017 год. Трек вывел коллектив на новую высоту, хотя никто не ожидал, что вслед за этим группа перейдёт к абсолютно коммерческой, стерильной и выверенной работе, испугавшись дальнейших экспериментов.
01.1. Триоли
Первое, что выделяет «Believer» — ритмическая составляющая, создающая ощущение постоянного движения вперёд. Подобно тому, как партия баса подготоняет аранжировку «Billie Jean» Майкла Джексона, многие элементы «Believer» как будто подталкивают музыку. Особенно это заметно в прехорусах, когда Дэн Рейнолдс поёт триолями.
Триоли и естественный свинг исполнения создают ощущение, что размер композиции — 12/8. Однако, это не так: песня записана и сыграна в стандартном размере 4/4.
Кстати, в истории поп-музыки можно вспомнить ещё несколько хитов, написанных в подобном размере псевдо-12/8. Так, например, схожий триольный подход, обманывающий слушателя, использовался в треке и песне .
01.2. Голосоведение
Песня написана в тональности Си-бемоль минор. Последовательность аккордов состоит из Си-бемоль минора (Bbm), Соль-бемоль мажора (Gb) и Фа мажора с Ля в басу (F/A).
На фоне остальных аккордов здесь явно выделяется Фа мажор. В используемой тональности Си-бемоль минор должен использоваться аккорд Фа минор, однако музыканты отдают предпочтение мажорному аккорду.
В аккорде Фа минор используется нота Ля-бемоль, которая в случае с «Believer» заменена на обычную Ля в более низком регистре. За счёт замены в композиции получается аккорд Фа мажор.
Из-за того, что нота Ля находится всего в полутоне от основной ноты тональности, песня приобретает некоторую мрачность. Движения от Ля к Си-бемоль создаёт несколько диссонансное звучание и делает мелодию интереснее. Такой приём, когда мелодия образуется за счет смены нот в соседних аккордах, называется голосоведением.
01.3. Контраст куплета и припева
Многие музыканты считают, что припев должен быть самой взрывной частью песни, резко выделяющейся на фоне более спокойных куплетов. Imagine Dragons разделяют эту идею, однако идут чуть дальше, делая спокойные части спокойнее, а взрывные — мощнее.
Куплеты в треке отличаются минимализмом: они построены на перкуссии, работающей в связке с редким басом и гитарными переборами. На фоне такой скромности припевы выглядят особенно мощно: бас в них играет в полную силу, а ударные становятся значительно громче, что придаёт им больше веса и глубины.
Вокал не отстаёт от обычных участников микса. По ходу аранжировки голос обрастает новыми слоями, превращаясь в припеве во что-то гимноподобное.
Вишенкой на торте становятся райзеры, заполняющие короткие паузы в припеве и перед ним. Каждый такой «провал» с резким переходом в сильный припев только усиливает ощущение масштабности аранжировки.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
02 из 11Beyoncé — SPIRIT (2019)
Выпущенный в 2019 году ремейк мультфильма «Король Лев» принёс музыкальному миру ряд заметных хитов. Одним из основных треков ленты стала композиция Бейонсе «SPIRIT», отличающаяся рядом необычных для современной популярной музыки решений.
02.1. Вопрос-ответ
Музыка многих народов Африки строится на перекличке разных по характеру музыкальных инструментов. Переклички строятся по структуре «вопрос-ответ», в которой один инструмент как будто бы задаёт вопрос, а другой — отвечает ему.
Начало «Spirit» построено на перекличке вокальных фраз. При этом сначала «вопрос-ответ» исполняется на суахили, а затем — на английском языке:
Uishi kwa muda mrefu mfalme
(Uishi kwa, uishi kwa)
Uishi kwa muda mrefu mfalme
(Uishi kwa, uishi kwa)
Long live king
(Live for, live by)
Long live king
(Live for, live by)
Чтобы вопросы и ответы не звучали старомодно, продюсеры обработали их автотюном.
02.2. Пышный бэк-вокал
Другим ключевым элементом аранжировки «Spirit» стало обилие вокальных гармоний. Особенно ярко это видно в припеве, начинающемся на отметке 01:10.
Фоновый хор вторит основной вокальной линии Бейонсе, использует тот же ритм и структуру фраз. Вместе с тем во второй половине припева добавляется интересная пауза, благодаря которой основной вокал и бэк-вокал устраивают перекличку.
Народная африканская музыка строится на вокале и ударных, хоровой бэк-вокал добавляет аутентичности аранжировке. При работе над композицией продюсеры вдохновлялись африканской народной музыкой, в которой главную роль играют ударные и вокал.
02.3. Повышение тональности
На отметке 03:31 происходит излюбленный ход всех композиторов постсоветского пространства 1990-х годов — повышение тональности на полтона выше. Шутки шутками, но при правильном применении модуляция на полтона создаёт в аранжировке дополнительного драматизма и накала.
В последнем припеве «Spirit» Бейонсе повышает тональность с Фа мажора (F) до Фа-диез мажора (F#). Благодаря этому последний припев композиции наполняется дополнительной энергией и выглядит как кульминация всей песни.
03 из 11Bruno Mars — That’s What I Like (2017)
«That’s What I Like» стала седьмой песней Бруно Марса, занявшей первые строчки хит-парадов по всему миру. Песня отличается старомодным звучанием в самом хорошем смысле этого слова.
Как и в случае с творчеством Майкла Джексона, с которым постоянно сравнивают Бруно Марса, успех большинства треков музыканта строится на яркой ритм-секции. «That’s What I Like» здесь не исключение.
03.1. Простой синкопированный бит
Самые драйвовые и качающие песни зачастую строятся на простых барабанных партиях — достаточно вспомнить или . Ровная игра в размере 4/4 с ударами бочки на нечётные, а снейра на чётные доли используется и в «That’s What I Like».
Паттерн настолько прост, что при записи на бумаге не займёт и одной страницы. Несмотря на это, в нём много свободного пространства. Вместе с остальными участниками микса ровная игра ударных становится сильной стороной трека, придающей «кач» всей композиции.
03.2. Неожиданные трэп-элементы
Характерная особенность аранжировки — некоторая старомодность музыки, отсылающая к соулу и фанк-попу начала 1980-х годов. Однако старомодный не значит устаревший: в аранжировке присутствуют разнообразные элементы современных жанров, связывающие композицию с популярной музыкой нашего времени.
Обратите внимание на партию хай-хэта в куплете. Бруно Марс добавляет щепотку хэта только в конце квадратов, но этого вполне достаточно, чтобы разнообразить аранжировку и привлечь внимание слушателя. Такой минималистичный хэт можно ожидать в трэп-гимнах Mr Carmack, но никак не в фанковом поп-хите с винтажным налётом.
03.3. Басовая линия
Качающие басовые линии — один из трендов популярной музыки последних нескольких лет. Заметив падение темпа современной музыки, продюсеры нашли спасение в ярких и запоминающихся партиях баса.
Послушайте трек Кэти Перри, песню Чайлдиша Гамбино или The Weeknd — энергетика и динамика этих композиций строится на яркой партии баса. «That’s What I Like» с его идеальной линией встаёт в одном ряду с этими хитами: бас плавно перетекает между тактами, синкопирует вместе с ударными, раскачивает аранжировку.
Однако самое важное в партии даже не это: при всей плотности содержания, бас-гитара не тянет одеяло на себя. Цепляющий и интересный бас аккуратно дополняет аранжировку, но не отвлекает слушателя от вокала.
04 из 11Kendrick Lamar — HUMBLE. (2017)
«HUMBLE.» Кендрика Ламара ворвалась в Billboard Hot 100, сразу же обосновавшись на второй строчке чарта. Можно как угодно относиться к современному рэпу и хип-хопу, но продюсеры проделали огромную работу над треком.
04.1. Минимализм в музыке
Песня построена на двух аккордах — Ля-бемоль минор (Abm) и Ми-бемоль минор (Ebm). В основе трека лежит партия фортепиано, проходящая через всю аранжировку.
Припев и куплет практически не отличаются друг от друга. Основное отличие припева — продублированный в октаву клавишный рифф и повторяющий мелодию синтезатор, напоминающий сирену.
04.2. Минимализм в аранжировке
«HUMBLE.» доказывает, что для создания хита не нужны десятки дорожек и сложная структура проекта. Продюсеры Mike Will Made-It и Pluss подобрали инструменты таким образом, чтобы малое количество дорожек закрывало все частотные диапазоны.
Бит Roland TR-808 заполняет низ трека, пианино, как основной гармонический инструмент, живёт в средних частотах. Хай-хэт и синтезаторная сирена в припеве занимают верх. Несколько инструментов равномерно заполняют весь спектр, благодаря чему звучание получается насыщенным.
04.3. Повторения
«HUMBLE.» — песня повторений. Как правило, повторы говорят о недостатке идей у автора, однако в случае с «HUMBLE.» это не так. Песня Ламара показывает, что при правильном использовании повторы становятся сильной стороной композиции.
Благодаря повторениям песня легче запоминается и быстро заедает в голове, как и подобает любому хиту. При этом, чтобы избежать монотонности и однообразия, продюсеры сделали повторы слегка отличающимися друг от друга.
Бит в «HUMBLE.» едва заметно меняется каждые четыре такта, дропы появляются в разных местах, а настройки панорамирования заставляют все части песни звучать по-разному. Изменения настолько аккуратны и малозаметны, что не отвлекают от главного — читки Ламара.
Читайте также
05 из 11Khalid — Location (2017)
Халид стал настоящей R&B-сенсацией: дебютный сингл музыканта «Location» удостоился номинаций на в категориях «Лучший молодой исполнитель» и «Лучшая R&B песня». Дополнительных очков популярности музыке Халида придали критики, положительно отзывавшиеся о его творчестве. В итоге трек добрался до 16-й строчки чарта US Billboard Hot 100, а затем получил платиновый статус.
Успех песни не случаен. Помимо чисто маркетинговых стараний команды Халида, в основе успеха композиции лежит глубина микса, интересная аккордовая последовательность и ленивая аранжировка.
05.1. Драматические аккорды
Песня построена на аккордовой последовательности VIM7-V7-i7-VII, состоящей из аккордов Ля-мажор септ (Amaj7), Соль-диез септмажор (G#7), До-диез минор септмажор (C#m7) и Си мажор (B).
Основная особенность прогрессии обнаруживается на втором аккорде G#7 — в популярной музыке на этом месте обычно используют стандартный минорный аккорд. За счёт наличия ноты Фа-диез в аккорде, Соль-диез создаёт интересное и даже драматичное напряжение перед До-диезом.
05.2. Скромная и слегка ленивая аранжировка
Как и в случае с «HUMBLE.» Кендрика Ламара, аранжировка «Location» показывает эффективность минимализма и аскетичности в музыке. Партии инструментов постепенно появляются и исчезают из аранжировки, звучат мягко и аккуратно. В итоге в музыке создаётся атмосферный нарратив: музыка плавно и даже несколько лениво течёт вперёд, но при этом не теряет в динамике.
05.3. Глубина микса
Последний характерный элемент трека — сведение. За счёт манипуляций с частотным спектром и динамикой, песня обладает особенно глубоким звучанием. Благодаря грамотному расположению звуков и их чёткому разделению по характеру, микс избавлен от конкуренции инструментов за внимание слушателя.
У большинства инструментов приглушены высокие частоты: обратите внимание на вокал, пэды и синтезаторы. Так как высокие частоты сами по себе звучат резко и остро, такой ход делает звучание голоса и синтезаторов более перкуссионным.
Разница в уровнях ещё сильнее усиливает глубину микса. Ударные и бас звучат значительно громче остальных инструментов. Получается, что ритм-секция выходит вперёд, в то время как остальные инструменты выполняют роль текстурной подложки.
06 из 11Audien and ARTY — Never Letting Go (2018)
«Never Letting Go» — воодушевляющий прогрессив-хаус сингл от пионеров танцевальной музыки Audien и ARTY. Композиция производит необычный эффект на слушателя: музыка звучит уникально, но вместе с тем и вполне знакомо.
06.1. Слоёные синтезаторы
Большое количество сочных и пышных пэдов, лидов и плаков в «Never Letting Go» составляют основу аранжировки. Они же играют ключевую роль в передаче её настроения.
По словам Audien, при написании композиции они следовали отработанной технике. «Мы с ARTY использовали методы, которые оттачивали годами. Всё дело в заполнении пространства тремя-четырьмя разными слоями звуков, каждый из которых вносит что-то уникальное в итоговое звучание. К моему удивлению, здесь мы объединили [виртуальные синтезаторы] Sylenth1, Nexus, Serum и Massive», — рассказывает Audien.
Несмотря на то, что плагины стали основой звука, их обработка играет не менее важную роль. «Получение нужного звука сводится к использованию динамических процессоров и эффектов», — объясняет ARTY. — «Реверберация делает синтезаторы шире и просторнее. Небольшая компрессия на канале синтезатора помогает сохранить плотность звучания. Ну, а щепотка сатурации и дисторшна помогает в тех случаях, когда хочется добиться более „грязного“ звука с дополнительными обертонами».
06.2. Необычная структура композиции
В то время как большая часть электронной музыке использует типовую структуру композиций с билдами и дропами, «Never Letting Go» состоит из непрерывного билда и одного дропа. За счёт этого создаётся чувство предвкушения чего-то особенного: напряжение музыки постоянно возрастает, а затем неожиданно идёт на спад.
Такой подход производит сильный эффект на слушателя — композиция звучит необычно, запоминается и выделяется на фоне других треков в жанре. «Мы долго обсуждали, какая аранжировка должна быть в этом треке», — вспоминает ARTY. — «В конце концов, мне показалось, что нужен только один дроп. Трек может показаться слишком коротким, но если вы послушаете его от начала до конца, то услышите цельную и завершённую историю, которую мы и хотели рассказать».
«Я называю такую структуру „Анжуна“: один эпичный брейк внутри одного эпичного дропа, обрамлённый длинными вступлением и концовкой. Именно так я написал всю музыку на Anjunabeats, и именно так получается быстрый, но эпичный результат», — рассказывает Audien.
06.3. Вокальный хук
Вокальная линия, исполненная певицей KARRA, состоит из одной фразы: . Именно она служит лирическим и мелодическим узлом, связывающим все элементы аранжировки между собой.
По словам Audien, вокальный сэмпл был найдена ARTY в каталоге Splice под конец работы над треком. «Мы знали, что хотим что-то добавить, но именно он [сэмпл] идеально подошёл композиции. Когда я узнал, что этот сэмпл спет KARRA, я был в восторге, ведь знал её лично! Она тоже была в восторге от этого», — делится один из участников дуэта.
ARTY вспоминает, что вокал добавили во время работы над брейком. «Нам показалось, что было бы неплохо добавить небольшой вокальный хук, который мы бы использовали всего несколько раз, чтобы подчеркнуть настроение трека. Я искал что-то подходящее в библиотеке Splice и наткнулся на , где и нашёл эту красоту. Нам даже не пришлось как-то дорабатывать вокал, несмотря на то, что он был записан в другой тональности — хук гармонично вписался в аранжировку», — вспоминает музыкант.
Что касается самой KARRA, то она слышала сэмплы своего голоса в бесчисленных треках: от Дэвида Гетты до Джая Вульфа. Несмотря на это, девушка считает случай с треком «Never Letting Go» уникальным. «Я считаю каждый трек, в котором используются сэмплы моего голоса, особенным. В каждой песне мой голос применяется уникально, воплощает идеи авторов в жизнь», — комментирует ситуацию KARRA. — «В случае с этим треком, уникальность заключалась в том, что несколько лет назад Audien сам написал мне в Инстаграме*, сказав, что является фанатом моего голоса. Это был важный момент: я была поклонницей его творчества с тех пор, как он работал с Lady Antebellum».
Audien отмечает, что простота текста дополняет сложность аранжировки, а сам хук поддерживает развитие музыки. «Хук как будто „танцует“ над остальными звуками, заставляет слушателя сопереживать музыке. Это большая честь для меня — стать инструментом в руках [Audien и ARTY]», — подытоживает певица.
07 из 11Ed Sheeran — Shape of You (2017)
«Shape of You» Эда Ширана дебютировала на первой строчке чарта Billboard Hot 100. Помимо того, что трек стал первым хитом певца, занявшим место на самой вершине американского чарта, трек послушали более 20 миллионов раз на стриминговых сервисах в первую неделю после релиза.
07.1. Медленный темп и минорная тональность
Низкий темп и минорное настроение — отличительные черты многих хитов 2016 года. Восемь из 12-ти песен, забравшихся на вершину чарта Billboard в тот год, написаны в медленном темпе. Хиты Дрейка и Рианны записаны в темпе меньше 104 ударов в минуту. Чарт-топпер Ширана не стал исключением — трек сыгран и записан в темпе 96 ударов в минуту.
Более половины треков, попавших в чарт Billboard Hot 100 в 2015 году, написаны в мажорных тональностях. Семь из 12-ти хитов 2016 и 2017 года полагаются на минорный настрой. В случае с «Shape of You» речь идёт о тональности До диез минор.
07.2. Дэнсхолл-бит
Бит «Shape of You» вызывает стойкое желание танцевать в такт музыке. Корни ритма композиции лежат в стиле дэнсхолл — жанре ямайской популярной музыки, существовавшем в 1970-х годах. Несмотря на малую известность стиля, в современной популярной музыке ритм используется достаточно часто.
Характерный для дэнсхолла паттерн и ритм также встречается в композициях Сии, уже упомянутый «One Dance» Дрейка и Джастина Бибера. Послушайте любой трек в этом ямайском жанре — бит покажется очень знакомым.
07.3. Меньше — лучше
Хит Ширана также отличается минимализмом: самые насыщенные части аранжировки держатся на паре инструментов. В течение первой минуты и до начала первого припева в песне вообще нет бочки, а бас вступает и того позже.
Как и в случае с «HUMBLE.» Кендрика Ламара, аскетизм создаёт насыщенное звучание аранжировки. Нижняя часть частотного спектра в куплетах занята маримбой, верхняя — перкуссионным постукиванием гитары, а середина полностью отдана вокалу Ширана. В течение почти четырёх минут аранжировка держится только на этом, но песня не становится скучной.
Такой эффект достигается за счёт грамотных изменений в динамике. В определенные моменты хлопки и гитара становятся насыщеннее, а в аранжировке появляются мощные и хлёсткие удары по снейру. Всё это разбавляет, но не перегружает аранжировку, делает её разнообразной.
В общем, аранжировка «Shape of You» в очередной раз подтверждает правило «меньше — лучше». К слову, треки Migos и «That’s What I Like» Бруно Марса, занявшие вслед за «Shape of You» вторую и третью строчки чарта Billboard Hot 100, построены на том же принципе.
08 из 11Post Malone — Rockstar (feat. 21 Savage) (2017)
Композиция «Rockstar» стала главным синглом второго альбома Post Malone «Beerbongs & Bentleys» (2018). Песня заняла первую строчку US Billboard Hot 100, набрала более 2 млн прослушиваний в Spotify, а также заслужила две номинации на премию Грэмми.
Помимо талантливого исполнения Post Malone, в основе хита лежит грамотная работа с битами и ударными, а также ряд мелодических элементов, выделяющих трек на основе других композиций.
08.1. Ударные
Работая над «Rockstar», продюсеры Tank God и Луис Белл выбрали хорошо зарекомендовавший себя подход «меньше — больше». Самым активным образом эта политика проявляется в партии ударных, особенно в хай-хэте.
Местные ударные состоят из четырёх компонентов: кика, снейра, закрытого и открытого хэта. При этом насыщенность партии достигается умелым панорамированием закрытого хэта. Благодаря этому ударные звучат мощно и разнообразно, но не сложно и перегруженно.
Автоматизация панорамирования хэта в треке
Не последнюю роль играет и дизайн звучания ударных. При всей простоте паттернов кика и снейра, их звучание создаёт ощущение, будто используемый перкуссионный набор насыщен разнообразными звуками и инструментами.
08.2. 808
Звук 808-й бочки в «Rockstar» отличается чистотой и мягкой атакой. Чтобы добиться мягкости, продюсеры также ослабили верхние частоты. При этом звуку хватает объёма и осязаемости за счёт обработки овердрайвом.
808-я движется от тоники Соль (G) к Си-бемоль (Bb), а затем — к Ми-бемоль (Eb). Несмотря на простоту хода, последовательность нот придаёт треку нужную энергетику, а заодно создаёт ощущение постоянного движения вперёд. 808-я будто бы подгоняет остальных участников аранжировки.
08.3. Мелодические элементы
Мелодические элементы — ключевая часть аранжировки. В композиции используются две основные мелодии и несколько текстурных слоёв, прекрасно сочетающихся друг с другом.
Звук лида, появляющийся во вступлении и играющий первую мелодию, напоминает медные духовые. Эта мелодия так или иначе проходит через всю композицию.
Параллельно ей в аранжировке появляется контрмелодия в нижнем регистре, звучание которой похоже на развёрнутое синтезированное пианино. Несмотря на то, что мелодия едва заметна на общем фоне, она создаёт нужное настроение в композиции. Без неё «Rockstar» теряет свой вайб.
09 из 11ODESZA — Line of Sight (feat. WYNNE & Mansionair) (2017)
Релиз композиции «Line of Sight» американского дуэта ODESZA состоялся в 2017 году. Песня вошла в третий альбом группы — «A Moment Apart» — и стала одним из самых воодушевляющих треков пластинки.
«Line of Sight», записанная совместно с WYNNE и Mansionair, быстро полюбилась слушателям и была отмечена рядом наград. В частности, песню номинировали на Грэмми в категории «Лучшая танцевальная запись».
09.1. Запоминающийся вокальный хук
Вокальный хук, появляющийся в прехорусе (отметка 00:53), — пожалуй, самый характерный компонент аранжировки. Не последнюю роль здесь играет контраст: низкий вокал Mansionair неожиданно переходит к более высокому хуку WYNNE, благодаря чему песня моментально врезается в память.
Идея с контрастом распространяется и на саму аранжировку прехоруса. Чтобы подчеркнуть хук, ODESZA отказались от большинства элементов аранжировки, использовавшихся ранее. В итоге прехорус состоит только из вокала и низкочастотной басовой линии.
Прехорус также служит отличным переходом к основному припеву песни. При этом более насыщенный на инструменты припев также работает на контрасте с прехорусом.
За счёт синкопирования, вокальный хук отличается приставучей ритмикой. Мелодия стартует с короткой 16-й ноты после сильной доли, что придаёт дополнительной энергии вокалу без необходимости добавления каких-либо других инструментов.
Мелодия начинается с шестнадцатой ноты после сильной доли. Это придает волнение энергии вокала без необходимости добавления резких звуковых эффектов или обработки.
09.2. Паттерн ударных
Паттерн ударных, построенный на сочетании кика и нескольких слоёв хлопков, выполняет роль монолитной основы, двигающей куплеты и припевы вперёд. Ударные вступают на отметке 00:31.
Партия намеренно отказывается от хэтов и перкуссионных звуков. Отказ от перкуссии и железа позволяет музыкантам освободить дополнительное пространство для вокала Mansionair и редких гитарных откликов. Единственное разнообразие в рисунке — звук вудблока и сбивки по снейру на конце фраз.
В припевах ударные обрастают дополнительными звуками. Так, например, в партии появляется хай-хэт, играющий типичный для трэпа рисунок, а также различные сбивки, связывающие квадраты между собой и придающие дополнительной энергии припеву.
При этом хэт не режет слух: он звучит достаточно тихо и даже низко. Благодаря этому верхний частотный диапазон аранжировки остаётся свободным для синтезаторов.
09.3. Звучание синтезаторов
«Line of Sight» состоит из большого количества синтезаторов, использующих пилообразную и прямоугольную формы звуковой волны. Синтезаторы насыщают трек энергией, которая то нарастает, то убывает по мере движения песни вперёд.
Выбор особо низкого звука баса в сочетании с яркими мелодичными синтезаторами не случаен. ODESZA грамотно используют частотное пространство трека: бас в куплетах бетонирует низ микса и приятно контрастирует с вокалом и отфильтрованными синтезаторами. В припевах синтезаторы лишаются фильтров, заполняя собой весь спектр частот.
Ключевая особенность припева — активное использование LFO и модуляции громкости основных аккордов. С их помощью создаётся необычное ощущение, как будто аккорды отскакивают друг от друга и от других участников аранжировки.
Тем не менее, стоит отметить, что в треке нет сложного звукового дизайна. Вместо этого ODESZA фокусируются на том, чтобы все звуки разделяли общую эстетику и идеально сочетались между собой.
10 из 11Kyle Dixon, Michael Stein — Stranger Things (Заглавная тема сериала «Очень странные дела») (2012)
«Очень странные дела» ( Stranger Things) от Netflix построен на ностальгии по поп-культуре 1980-х годов. Шоу рассказывает о паранормальных событиях, происходящих в провинциальном американском городе Хокинсе, штат Индиана. Ностальгия и мистика отражаются не только на экране, но и в музыкальном оформлении сериала.
Авторами саундтрека «Очень странных дел» выступили Кайл Диксон и Майкл Штейн из электронного дуэта SURVIVE. Музыкальное оформление сериала отличается винтажным звучанием, вдохновлённым музыкой Джона Карпентера и основанном на активном использовании синтезированных аналоговых текстур и подложек.
После выхода шоу в Интернете появились десятки статей, посвящённых синтезаторам и оборудованию в основе саундтрека сериала, а также воссозданию звука «Очень странных дел».
МЫ ТОЖЕ ПИСАЛИ ОБ ЭТОМ
Тем не менее синтезаторы и железки — лишь часть запоминающейся музыки сериала. Не менее важную роль здесь играют композиционные и аранжировочные особенности, характерные для музыки Диксона и Штейна, рассмотреть которые можно на основе главной музыкальной темы сериала.
10.1. Необычные триоли
Даже если вы не смотрели сериал, вы наверняка слышали загадочное арпеджио из заглавной темы сериала.
Перебор обыгрывает большой мажорный септаккорд на ноте До (Cmaj7). Как и другие мажорные септаккорды, трезвучие обладает меланхоличным и ностальгическим звучанием. В контексте главной музыкальной темы сериала эффект усиливается: аккорд одновременно звучит весело и таинственно.
- Арпеджио на септаккорде Cmaj7 Очень странные дела 0:09
Несмотря на то, что вся аранжировка звучит несколько холодно, арпеджио придаёт музыке чувство ностальгии. Сравните его с тем же арпеджио на простом До мажоре:
- Арпеджио на мажорном аккорде C Очень странные дела 0:09
Несмотря на то, что До мажор отличается только одной нотой (Си), без неё арпеджио звучит слишком просто и прямолинейно. Дополнительный звук придаёт перебору некоторой эмоциональной подвижности, без которой главная тема «Очень странных дел» попросту не работает.
10.2. Нестандартная тональность
Другим важным аспектом главной темы служит тональность. Учитывая то, что в основе композиции лежит септаккорд До мажор, можно предположить, что трек написан в тональности До мажор, но это не так.
На самом деле, тональность главной темы сериала — Ми минор (Em). Таким образом арпеджио обыгрывает не тонику тональности, как это было бы в случае с До мажор, а её минорную субмедианту — шестую ступень звукоряда. Именно использование минора создаёт общее мрачное настроение композиции.
10.3. Богатый минимализм
На протяжении всей композиции арпеджио не подстраивается под изменяющиеся аккорды вокруг него. Такая статичность создаёт изменчивое настроение в аранжировке: в зависимости от дополняющего аккорда, арпеджио меняет своё настроение.
Наличие одной повторяющейся идеи, которая практически не меняется с учётом обстоятельств, можно назвать основной концепцией минимализма в музыке.
В последнее время подобный музыкальный минимализм становится всё более популярным при создании звукового оформления фильмов и сериалов. Такой же подход используется в музыке к сериалам «Мистер Робот» и «Сорвиголова».
Минимализм отлично работает в рамках музыки к кино. Используя небольшую, но запоминающуюся идею, авторы могут передать широкий спектр эмоций. Повторение рисунков с незначительными изменениями делают музыку легко запоминающейся: слушатели помнят звуковую дорожку даже после прекращения просмотра.
11 из 11BTS — Boy with Luv (feat. Halsey) (2019)
«Boy with Luv» — оптимистичный трек с EP «Map of The Soul: Persona» (2019) популярного южнокорейского бойз-бенда BTS. Суммарное количество просмотров клипа на песню превышает 130 миллионов. Что удивительно: в первые сутки после релиза клип посмотрели 78 миллионов раз — невероятный результат для музыкального видео на YouTube.
Несмотря на то, что многие соотносят успех группы с их маркетингом, внешностью и армией фанатов-подростков по всему миру, с точки зрения продакшена музыка BTS представляет собой качественный продукт своего времени. Песни группы созданы профессионалами индустрии, да и само исполнение треков всегда находится на высоте.
11.1. Обилие вокальных хуков
Стандартная популярная песня предлагает один основной вокальный хук, определяющийся слушателем, как основа композиции. «Boy with Luv» идёт дальше и предлагает несколько хуков на всю песню.
В первом припеве используется хук на основе лёгкой нисходящей мелодии . Хук звучит так, будто бы ему отведена основная роль в композиции, но не тут-то было — в припеве появляется ещё одна мелодия (напев ). Кажется, что эта мелодия уж точно станет хуком песни.
Через несколько тактов появляется третий хук — восходящая вокальная мелодия, построенная на схеме «вопрос-ответ» (строчки и ). При этом за пределами этих трёх мелодий в куплетах также появляется несколько вокальных линий, которые сами по себе тянут на полноценные хуки.
Ранее мы говорили, что правило «меньше — лучше» гарантирует, что какой-то один элемент позволит слушателю наверняка запомнить песню. Из кажущейся перегруженности аранжировки хуками авторы песни выходят самым простым способом: частыми повторениями как на макро-, так и на микроуровне.
Каждый из упомянутых хуков трижды повторяется на протяжении всей композиции. При этом повторения чётко структурированы: разные части песни полагаются на вокальные мелодии в усечённом виде, повторяя их и готовя слушателя к появлению полноценного хука с такой же вокальной линией.
Таким образом «Boy with Love» отпечатывает в памяти множество интересных мелодий. Цель такого приёма проста: хотя бы одна из мелодий пристанет к слушателю. Какая именно? Каждый решит сам.
11.2. Эклектичная композиция
Объединение электронных и живых инструментов в аранжировке — ещё один ключевой элемент трека. Пока синтезаторные аккорды и сэмплированные ударные придают песне попсовый лоск, электрогитара и бас оживляют и очеловечивают музыку.
Последовательность аккордов остаётся неизменной на протяжении всей песни. Вступление ударных в припеве и затихание синтезатора в куплетах становятся своего рода ограничителями, позволяющими слушателю не потеряться в композиции с большим количеством мелодий и точно отделить одну часть от другой.
11.3. Отсылки к предыдущим композициям
Последний важный аспект композиции — связь музыки с предыдущими работами BTS. В первую очередь, отсылки к более раннему творчеству направлены на поклонников коллектива и тех, кто знаком с музыкой бойз-бенда.
Так, например, на одном из этапов карьеры BTS выпустили трек «Boy in Love», в котором . Несмотря на схожесть названия, обе песни разительно отличаются друг от друга. Там, где «Boy in Love» полагается на грубые биты и резкий рэп-вокал, «Boy with Luv» предлагает пышные синтезаторы и попсовые напевы.
Тема отличий между старым и новым лежит в основе всего EP «Map of The Soul: Persona». Пластинка содержит множество отсылок, намекающих на прошлое творчество группы, тексты их песен и даже стилистические эксперименты. Вместе с тем, новые песни отказываются от всего лишнего, предлагая некую лёгкость музыки.
Приём с отсылками мало относится к музыке как таковой. Вместе с тем он позволяет общаться с аудиторией и делать творчество более интересным для поклонников коллектива. Всё-таки выстраивание диалога с публикой — не менее важный элемент любого музыкального коллектива.
Источник: