Аккорды для пианино и клавишных: 16 основных видов

Знание строения аккордов полезно для любого музыканта. Этот справочный материал познакомит начинающих музыкантов с тем, как выглядят и звучат базовые и продвинутые аккорды для пианино и клавишных инструментов.

Знания о строении аккордов и принципах их «взятия» на клавиатуре клавишного инструмента пригодится для исполнения и сочинения музыки, а также при студийной работе. В этом материале собраны 16 базовых и продвинутых видов аккордов для пианино и клавишных и сделали, своего рода, шпаргалку для начинающих музыкантов.

В качестве тоники (основы) используется звук До, однако материал дополнен таблицами и изображениями с транспозицией аккордов от каждого звука. Обратите внимание, что септаккорды и аккорды с надстройками сопровождаются схемами только для мажорных аккордов, так как минорные аккорды строятся аналогично, но на ступенях минора.

Основные аккорды

Два базовых вида аккорда — мажор и минор. На их основе строятся все остальные виды аккордов.

Мажорный аккорд

Мажорный аккорд

Мажорный аккорд состоит из трёх звуков.

Состав аккорда (на примере До мажора):

  • До (С) — основной тон (тоника);
  • Ми (E) — большая терция (III ступень);
  • Соль (G) — чистая квинта (V ступень).

Пример звучания:

  1. До мажор

Мажорные аккорды

Аккорд Состав аккорда (англ) Состав ступеней Состав аккорда Состав аккорда (англ)
До мажор C I-III-V До, Ми, Соль C, E, G
До диез мажор C# I-III-V До диез, Фа, Соль диез C#, F, G#
Ре мажор D I-III-V Ре, Фа диез, Ля D, F#, A
Ре диез мажор D# I-III-V Ре диез, Соль, Ля диез D#, G, A#
Ми мажор E I-III-V Ми, Соль диез, Си E, G#, B
Фа мажор F I-III-V Фа, Ля, До F, A, C
Фа диез мажор F# I-III-V Фа диез, Ля диез, До диез F#, A#, C#
Соль мажор G I-III-V Соль, Си, Ре G, B, D
Соль диез мажор G# I-III-V Соль диез, До, Ре диез G#, C, D#
Ля мажор A I-III-V Ля, До диез, Ми A, C#, E
Ля диез мажор A# I-III-V Ля диез, Ре, Фа A#, D, F
Си мажор B I-III-V Си, Ре диез, Фа диез B, D#, F#

Мажорные аккорды

1 из 7 — +

Минорный аккорд

Минорный аккорд (m)

Как и мажорный аккорд, минорное трезвучие состоит из трёх нот. Основное отличие — пониженная третья ступень в середине.

Состав аккорда:

  • До (C) — основной тон аккорда (тоника);
  • Ми бемоль (Eb) — малая терция (пониженная III ступень);
  • Соль (G) — чистая квинта (V ступень).

Пример звучания:

  1. До минор (Cm)

Минорные аккорды (m)

Аккорд Обозначение (англ) Состав ступеней Состав аккорда Состав аккорда (англ)
До минор Cm I-bIII-V До, Ми бемоль, Соль C, Eb, G
До диез минор C#m I-bIII-V До диез, Ми, Соль диез C#, E, G#
Ре минор Dm I-bIII-V Ре, Фа, Ля D, F, A
Ре диез минор D#m I-bIII-V Ре диез, Фа диез, Ля диез D#, F#, A#
Ми минор Em I-bIII-V Ми, Соль, Си E, G, B
Фа минор Fm I-bIII-V Фа, Ля бемоль, До F, Ab, C
Фа диез минор F#m I-bIII-V Фа диез, Ля, До диез F#, A, C#
Соль минор Gm I-bIII-V Соль, Си бемоль, Ре G, Bb, D
Соль диез минор G#m I-bIII-V Соль диез, Си, Ре диез G#, B, D#
Ля минор Am I-bIII-V Ля, До, Ми A, C, E
Ля диез минор A#m I-bIII-V Ля диез, До диез, Фа A#, C#, F
Си минор Bm I-bIII-V Си, Ре, Фа диез B, D, F#

Минорные аккорды

1 из 7 — +

Аккорды с задержанием

Аккорды с задержанием — трезвучия или септаккорды, в которых третья ступень (III) заменена на вторую (II) или четвёртую (IV) ступень. Аккорды для пианино и клавишных с задержанием ничем не отличаются от аналогичных аккордов для других инструментов.

Характерная черта sus-аккордов — их звучание. Отсутствие большой или малой терции в середине не даёт однозначно отнести аккорд ни к мажорному, ни к минорному ладу. Однако в контексте музыкального произведения их принадлежность к одному из двух ладов может подразумеваться.

Аккорд с задержанием на II ступень (sus2)

Аккорд с задержанием на II ступень (sus2)

Состав аккорда:

  • До (С) — основной тон аккорда (тоника);
  • Ре (D) — большая секунда (II ступень, верхний (нисходящий) вводный тон);
  • Соль (G) — чистая квинта (V ступень).

Пример звучания:

  1. До с задержанием II ступени (Csus2)

Аккорды c задержанием на II ступень (sus2)

Аккорд Обозначение (англ) Состав ступеней Состав аккорда Состав аккорда (англ)
До мажор Csus2 I-II-V До, Ре, Соль C, D, G
До диез мажор C#sus2 I-II-V До диез, Ре диез, Соль диез C#, D#, G#
Ре мажор Dsus2 I-II-V Ре, Ми, Ля D, E, A
Ре диез мажор D#sus2 I-II-V Ре диез, Фа, Ля диез D#, F, A#
Ми мажор Esus2 I-II-V Ми, Фа диез, Си E, F#, B
Фа мажор Fsus2 I-II-V Фа, Соль, До F, G, C
Фа диез мажор F#sus2 I-II-V Фа диез, Соль диез, До диез F#, G#, C#
Соль мажор Gsus2 I-II-V Соль, Ля, Ре G, A, D
Соль диез мажор G#sus2 I-II-V Соль диез, Ля диез, Ре диез G#, A#, D#
Ля мажор Asus2 I-II-V Ля, Си, Ми A, B, E
Ля диез мажор A#sus2 I-II-V Ля диез, До, Фа A#, C, F
Си мажор Bsus2 I-II-V Си, До диез, Фа диез B, С#, F#

Аккорды с задержанием на II ступень (sus2)

1 из 7 — +

Аккорд с задержанием на IV ступень (sus4)

Аккорд с задержанием на IV ступень (sus4)

Состав аккорда:

  • До (С) — основной тон аккорда (тоника);
  • Фа (F) — чистая кварта (IV ступень);
  • Соль (G) — чистая квинта (V ступень).

Пример звучания:

  1. До с задержанием IV ступени (Csus4)

Аккорды c задержанием на IV ступень (sus4)

Аккорд Обозначение (англ) Состав ступеней Состав аккорда Состав аккорда (англ)
До мажор Csus4 I-IV-V До, Фа, Соль C, F, G
До диез мажор C#sus4 I-IV-V До диез, Фа диез, Соль диез C#, F#, G#
Ре мажор Dsus4 I-IV-V Ре, Соль, Ля D, G, A
Ре диез мажор D#sus4 I-IV-V Ре диез, Соль диез, Ля диез D#, G#, A#
Ми мажор Esus4 I-IV-V Ми, Ля, Си E, A, B
Фа мажор Fsus4 I-IV-V Фа, Си бемоль, До F, Bb, C
Фа диез мажор F#sus4 I-IV-V Фа диез, Си, До диез F#, B, C#
Соль мажор Gsus4 I-IV-V Соль, До, Ре G, C, D
Соль диез мажор G#sus4 I-IV-V Соль диез, До диез, Ре диез G#, C#, D#
Ля мажор Asus4 I-IV-V Ля, Ре, Ми A, D, E
Ля диез мажор A#sus4 I-IV-V Ля диез, Ре диез, Фа A#, D#, F
Си мажор Bsus4 I-IV-V Си, Ми, Фа диез B, E, F#

Аккорды с задержанием на IV ступень (sus4)

1 из 7 — +

Пауэр-аккорды на квинте (5)

Пауэр-аккорд, октава через квинту (5)

Пауэр-аккорды — явление, скорее, гитарного, а не клавишного мира. Назвать их полноценными аккордами трудно, однако в некоторых ситуациях комбинация октавы и квинты в центре может быть полезна.

Состав аккорда:

  • До (С) — основной тон аккорда (тоника);
  • Соль (G) — чистая квинта (V ступень);
  • До (C) — октава (восьмая ступень).

Пример звучания:

  1. До пауэр-аккорд (C5)

Пауэр-аккорды на квинте (5)

Аккорд Обозначение (англ) Состав ступеней Состав аккорда Состав аккорда (англ)
До пауэр-аккорд C5 I-V-VIII До, Соль, До C, G, C
До диез пауэр-аккорд C#5 I-V-VIII До диез, Соль диез, До диез C#, G#, C#
Ре пауэр-аккорд D5 I-V-VIII Ре, Ля, Ре D, A, D
Ре диез пауэр-аккорд D#5 I-V-VIII Ре диез, Ля диез, Ре диез D#, A#, D#
Ми пауэр-аккорд E5 I-V-VIII Ми, Си, Ми E, B, E
Фа пауэр-аккорд F5 I-V-VIII Фа, До, Фа F, C, F
Фа диез пауэр-аккорд F#5 I-V-VIII Фа диез, До диез, Фа диез F#, C#, F#
Соль пауэр-аккорд G5 I-V-VIII Соль, Ре, Соль G, D, G
Соль диез пауэр-аккорд G#5 I-V-VIII Соль диез, Ре диез, Соль диез G#, D#, G#
Ля пауэр-аккорд A5 I-V-VIII Ля, Ми, Ля A, E, A
Ля диез пауэр-аккорд A#5 I-V-VIII Ля диез, Фа, Ля диез A#, F, A#
Си пауэр-аккорд B5 I-V-VIII Си, Фа диез, Си B, F#, B

Пауэр-аккорды, октава через квинту (5)

1 из 7 — +

Септаккорды

Септаккорды — аккорды, состоящие из четырёх звуков. Звуки в аккорде расположены по терциям.

Большой мажорный септаккорд (maj7)

Мажорный септаккорд большой (maj7)

Состав аккорда:

  • До (С) — основной тон аккорда (тоника);
  • Ми (E) — большая терция (III ступень);
  • Соль (G) — чистая квинта (V ступень);
  • Си (B) — большая септима (VII ступень).

Пример звучания:

  1. До мажор септ (Cmaj7)

Большие мажорные септаккорды (maj7)

Аккорд Состав аккорда (англ) Состав ступеней Состав аккорда Состав аккорда (англ)
До мажор септ Cmaj7 I-III-V-VII До, Ми, Соль, Си C, E, G, B
До диез мажор септ C#maj7 I-III-V-VII До диез, Фа, Соль диез, До C#, F, G#, C
Ре мажор септ Dmaj7 I-III-V-VII Ре, Фа диез, Ля, До диез D, F#, A, C#
Ре диез мажор септ D#maj7 I-III-V-VII Ре диез, Соль, Ля диез, Ре D#, G, A#, D
Ми мажор септ Emaj7 I-III-V-VII Ми, Соль диез, Си, Ре диез E, G#, B, D#
Фа мажор септ Fmaj7 I-III-V-VII Фа, Ля, До, Ми F, A, C, E
Фа диез мажор септ F#maj7 I-III-V-VII Фа диез, Ля диез, До диез, Фа F#, A#, C#, F
Соль мажор септ Gmaj7 I-III-V-VII Соль, Си, Ре, Фа диез G, B, D, F#
Соль диез мажор септ G#maj7 I-III-V-VII Соль диез, До, Ре диез, Соль G#, C, D#, G
Ля мажор септ Amaj7 I-III-V-VII Ля, До диез, Ми, Соль диез A, C#, E, G#
Ля диез мажор септ A#maj7 I-III-V-VII Ля диез, Ре, Фа, Ля A#, D, F, A
Си мажор септ Bmaj7 I-III-V-VII Си, Ре диез, Фа диез, Ля диез B, D#, F#, A#

Большие мажорные септаккорды (maj7)

1 из 7 — +

Малый мажорный септаккорд (7)

Мажорный септаккорд малый (7)

В отличие от больших септаккордов, использующих большую септиму, малые септаккорды строятся с помощью малой септимы вверху.

Состав аккорда:

  • До (С) — основной тон аккорда (тоника);
  • Ми (E) — большая терция (III ступень);
  • Соль (G) — чистая квинта (V ступень);
  • Си бемоль (Bb) — малая септима (пониженная VII ступень).

Пример звучания:

  1. До септ (C7)

Малые мажорные септаккорды (7)

Аккорд Состав аккорда (англ) Состав ступеней Состав аккорда Состав аккорда (англ)
До мажор септ C7 I-III-V-bVII До, Ми, Соль, Си бемоль C, E, G, Bb
До диез мажор септ C#7 I-III-V-bVII До диез, Фа, Соль диез, Си C#, F, G#, B
Ре мажор септ D7 I-III-V-bVII Ре, Фа диез, Ля, До D, F#, A, C
Ре диез мажор септ D#7 I-III-V-bVII Ре диез, Соль, Ля диез, До диез D#, G, A#, C#
Ми мажор септ E7 I-III-V-bVII Ми, Соль диез, Си, Ре E, G#, B, D
Фа мажор септ F7 I-III-V-bVII Фа, Ля, До, Ми бемоль F, A, C, Eb
Фа диез мажор септ F#7 I-III-V-bVII Фа диез, Ля диез, До диез, Ми F#, A#, C#, E
Соль мажор септ G7 I-III-V-bVII Соль, Си, Ре, Фа G, B, D, F
Соль диез мажор септ G#7 I-III-V-bVII Соль диез, До, Ре диез, Фа диез G#, C, D#, F#
Ля мажор септ A7 I-III-V-bVII Ля, До диез, Ми, Соль A, C#, E, G
Ля диез мажор септ A#7 I-III-V-bVII Ля диез, Ре, Фа, Соль диез A#, D, F, G#
Си мажор септ B7 I-III-V-bVII Си, Ре диез, Фа диез, Ля B, D#, F#, A

Малые мажорные септаккорды (7)

1 из 7 — +

Малый минорный септаккорд (m7)

Минорный септаккорд малый (m7)

Состав аккорда:

  • До (С) — основной тон аккорда (тоника);
  • Ми бемоль (Eb) — малая терция (пониженная III ступень);
  • Соль (G) — чистая квинта (V ступень);
  • Си бемоль (Bb) — малая септима (пониженная VII ступень).

Пример звучания:

  1. До минор септ (Cm7)

Малые минорные септаккорды (m7)

Аккорд Состав аккорда (англ) Состав ступеней Состав аккорда Состав аккорда (англ)
До минор септ Cm7 I-bIII-V-bVII До, Ми бемоль, Соль, Си бемоль C, Eb, G, Bb
До диез минор септ C#m7 I-bIII-V-bVII До диез, Ми, Соль диез, Си C#, E, G#, B
Ре минор септ Dm7 I-bIII-V-bVII Ре, Фа, Ля, До D, F, A, C
Ре диез минор септ D#m7 I-bIII-V-bVII Ре диез, Фа диез, Ля диез, До диез D#, F#, A#, C#
Ми минор септ Em7 I-bIII-V-bVII Ми, Соль, Си, Ре E, G, B, D
Фа минор септ Fm7 I-bIII-V-bVII Фа, Ля бемоль, До, Ми бемоль F, Ab, C, Eb
Фа диез минор септ F#m7 I-bIII-V-bVII Фа диез, Ля, До диез, Ми F#, A, C#, E
Соль минор септ Gm7 I-bIII-V-bVII Соль, Си бемоль, Ре, Фа G, Bb, D, F
Соль диез минор септ G#m7 I-bIII-V-bVII Соль диез, Си, Ре диез, Фа диез G#, B, D#, F#
Ля минор септ Am7 I-bIII-V-bVII Ля, До, Ми, Соль A, C, E, G
Ля диез минор септ A#m7 I-bIII-V-bVII Ля диез, До диез, Фа, Соль диез A#, C#, F, G#
Си минор септ Bm7 I-bIII-V-bVII Си, Ре диез, Фа диез, Ля диез B, D#, F#, A#

Малые минорные септаккорды (m7)

1 из 7 — +

Уменьшенный септаккорд (dim7)

Уменьшенный септаккорд (dim7)

Уменьшенные септаккорды строятся через уменьшение всех терций. Благодаря этому в аккорде появляется тритон и большая секста. Убрав сексту наверху, можно получить обычный уменьшенный аккорд (dim).

Состав аккорда:

  • До (C) — основной тон аккорда (тоника);
  • Ми бемоль (Eb) — малая терция (пониженная III ступень);
  • Фа диез (F#) – тритон (пониженная V ступень);
  • Си дубль бемоль (Bbb) — большая секста (дважды пониженная VII ступень).

Пример звучания:

  1. До мажор уменьшенный септ (Cdim7)

Уменьшенные септаккорды (dim7)

Аккорд Состав аккорда (англ) Состав ступеней Состав аккорда Состав аккорда (англ)
До септ (уменьшенный) Cdim7 I-bIII-bV-bbVII До, Ми бемоль, Соль бемоль, Ля C, Eb, Gb, A
До диез септ (уменьшенный) C#dim7 I-bIII-bV-bbVII До диез, Ми, Соль, Ля диез C#, E, G, A#
Ре мажор септ (уменьшенный) Ddim7 I-bIII-bV-bbVII Ре, Фа, Ля бемоль, Си D, F, Ab, B
Ре диез септ (уменьшенный) D#dim7 I-bIII-bV-bbVII Ре диез, Соль диез, Ля, До D#, F#, A, C
Ми септ (уменьшенный) Edim7 I-bIII-bV-bbVII Ми, Соль, Си бемоль, Ре бемоль E, G, Bb, Db
Фа септ (уменьшенный) Fdim7 I-bIII-bV-bbVII Фа, Ля бемоль, Си, Ре F, Ab, B, D
Фа септ (уменьшенный) F#dim7 I-bIII-bV-bbVII Фа диез, Ля, До, Ре диез F#, A, C, D#
Соль септ (уменьшенный) Gdim7 I-bIII-bV-bbVII Соль, Си бемоль, Ре бемоль, Ми G, Bb, Db, E
Соль септ (уменьшенный) G#dim7 I-bIII-bV-bbVII Соль диез, Си, Ре, Фа G#, B, D, F
Ля септ (уменьшенный) Adim7 I-bIII-bV-bbVII Ля, До, Ми бемоль, Соль бемоль A, C, Eb, Gb
Ля септ (уменьшенный) A#dim7 I-bIII-bV-bbVII Ля диез, Ре бемоль, Ми, Соль A#, Db, E, G
Си септ (уменьшенный) Bdim7 I-bIII-bV-bbVII Си, Ре, Фа, Ля бемоль B, D, F, Ab

Уменьшенные септаккорды (dim7)

1 из 7 — +

Аккорды с добавленными ступенями

Аккорды с добавленными ступенями — трезвучия или септаккорды, в которых появляются дополнительные ступени. В качестве «добавки» могут выступать нона, терцдецима и другие ступени.

Мажорный аккорд с добавленной IX ступенью (add9)

Мажорный аккорд с добавленной IX ступенью (add9)

Состав аккорда:

  • До (С) — основной тон аккорда (тоника);
  • Ми (E) — большая терция (III ступень);
  • Соль (G) — чистая квинта (V ступень);
  • Ре (D) — большая нона (IX ступень).

Пример звучания:

  1. До мажор с добавленной ноной (Cadd9)

Мажорные аккорды с добавленной IX ступенью (add9)

Аккорд Состав аккорда (англ) Состав ступеней Состав аккорда Состав аккорда (англ)
До мажор с добавленной ноной Cadd9 I-III-V-IX До, Ми, Соль, Ре C, E, G, D
До диез мажор с добавленной ноной C#add9 I-III-V-IX До диез, Фа, Соль диез, Ре диез C#, F, G#, D#
Ре мажор с добавленной ноной Dadd9 I-III-V-IX Ре, Фа диез, Ля, Ми D, F#, A, E
Ре диез мажор с добавленной ноной D#add9 I-III-V-IX Ре диез, Соль, Ля диез, Фа D#, G, A#, F
Ми мажор с добавленной ноной Eadd9 I-III-V-IX Ми, Соль диез, Си, Фа диез E, G#, B, F#
Фа мажор с добавленной ноной Fadd9 I-III-V-IX Фа, Ля, До, Соль F, A, C, G
Фа диез мажор с добавленной ноной F#add9 I-III-V-IX Фа диез, Ля диез, До диез, Соль диез F#, A#, C#, G#
Соль мажор с добавленной ноной Gadd9 I-III-V-IX Соль, Си, Ре, Ля G, B, D, A
Соль диез мажор с добавленной ноной G#add9 I-III-V-IX Соль диез, До, Ре диез, Ля диез G#, C, D#, A#
Ля мажор с добавленной ноной Aadd9 I-III-V-IX Ля, До диез, Ми, Си A, C#, E, B
Ля диез мажор с добавленной ноной A#add9 I-III-V-IX Ля диез, Ре, Фа, До A#, D, F, C
Си мажор с добавленной ноной Badd9 I-III-V-IX Си, Ре диез, Фа диез, До диез B, D#, F#, C#

Мажорные аккорды с добавленной IX ступенью (add9)

1 из 7 — +

Мажорный аккорд с добавленной XIII ступенью (add13)

Мажорный аккорд с добавленной XIII ступенью (add13)

Состав аккорда:

  • До (C) — основной тон аккорда (тоника);
  • Ми (E) — большая терция (III ступень);
  • Соль (G) — чистая квинта (V ступень);
  • Ля (A) — терцдецима (XIII ступень, секста через нону).

Пример звучания:

  1. До мажор с добавленной терцдецимой (Cadd13)

Мажорные аккорды с добавленной XIII ступенью (add13)

Аккорд Состав аккорда (англ) Состав ступеней Состав аккорда Состав аккорда (англ)
До мажор с добавленной терцдецимой Cadd13 I-III-V-XIII До, Ми, Соль, Ля C, E, G, A
До диез мажор с добавленной терцдецимой C#add13 I-III-V-XIII До диез, Фа, Соль диез, Ля диез C#, F, G#, A#
Ре мажор с добавленной терцдецимой Dadd13 I-III-V-XIII Ре, Фа диез, Ля, Си D, F#, A, B
Ре диез мажор с добавленной терцдецимой D#add13 I-III-V-XIII Ре диез, Соль, Ля диез, До D#, G, A#, C
Ми мажор с добавленной терцдецимой Eadd13 I-III-V-XIII Ми, Соль диез, Си, До диез E, G#, B, C#
Фа мажор с добавленной терцдецимой Fadd13 I-III-V-XIII Фа, Ля, До, Ре F, A, C, D
Фа диез мажор с добавленной терцдецимой F#add13 I-III-V-XIII Фа диез, Ля диез, До диез, Ре диез F#, A#, C#, D#
Соль мажор с добавленной терцдецимой Gadd13 I-III-V-XIII Соль, Си, Ре, Ми G, B, D, E
Соль диез мажор с добавленной терцдецимой G#add13 I-III-V-XIII Соль диез, До, Ре диез, Фа G#, C, D#, F
Ля мажор с добавленной терцдецимой Aadd13 I-III-V-XIII Ля, До диез, Ми, Фа диез A, C#, E, F#
Ля диез мажор с добавленной терцдецимой A#add13 I-III-V-XIII Ля диез, Ре, Фа, Соль A#, D, F, G
Си мажор с добавленной терцдецимой Badd13 I-III-V-XIII Си, Ре диез, Фа диез, Соль диез B, D#, F#, G#

Мажорные аккорды с добавленной XIII ступенью (add13)

1 из 7 — +

Секстаккорды

В классической музыкальной теории (речь не только про аккорды для пианино и клавишных, но и про все музыкальные инструменты вообще) секстаккордом называют первое обращение трезвучия. Однако в нынешней музыкальной практике под секстаккордом подразумевают четырёхзвучный аккорд, состоящий из трезвучия и добавленной сексты (VI ступени).

Мажорный секстаккорд (6)

Мажорный секстаккорд (6)

Состав аккорда:

  • До (C) — основной тон аккорда (тоника);
  • Ми (E) — большая терция (III ступень);
  • Соль (G) — чистая квинта (V ступень);
  • Ля (A) — большая секста (VI ступень).

Пример звучания:

  1. До мажор секст (C6)

Мажорные секстаккорды (6)

Аккорд Состав аккорда (англ) Состав ступеней Состав аккорда Состав аккорда (англ)
До мажор секст C6 I-III-V-VI До, Ми, Соль, Ля C, E, G, A
До диез мажор секст C#6 I-III-V-VI До диез, Фа, Соль диез, Ля диез C#, F, G#, A#
Ре мажор секст D6 I-III-V-VI Ре, Фа диез, Ля, Си D, F#, A, B
Ре диез мажор секст D#6 I-III-V-VI Ре диез, Соль, Ля диез, До D#, G, A#, C
Ми мажор секст E6 I-III-V-VI Ми, Соль диез, Си, До диез E, G#, B, C#
Фа мажор секст F6 I-III-V-VI Фа, Ля, До, Ре F, A, C, D
Фа диез мажор секст F#6 I-III-V-VI Фа диез, Ля диез, До диез, Ре диез F#, A#, C#, D#
Соль мажор секст G6 I-III-V-VI Соль, Си, Ре, Ми G, B, D, E
Соль диез мажор секст G#6 I-III-V-VI Соль диез, До, Ре диез, Фа G#, C, D#, F
Ля мажор секст A6 I-III-V-VI Ля, До диез, Ми, Фа диез A, C#, E, F#
Ля диез мажор секст A#6 I-III-V-VI Ля диез, Ре, Фа, Соль A#, D, F, G
Си мажор секст B6 I-III-V-VI Си, Ре диез, Фа диез, Соль диез B, D#, F#, G#

Мажорные секстаккорды (6)

1 из 7 — +

Мажорный секстаккорд с добавленной IX ступенью (6/9)

Мажорный секстаккорд с добавленной ноной (6/9)

Состав аккорда:

  • До (C) — основной тон аккорда (тоника);
  • Ми (E) — большая терция (III ступень);
  • Соль (G) — чистая квинта (V ступень);
  • Ля (A) — большая секста (VI ступень);
  • Ре (D) — большая нона (IX ступень).

Пример звучания:

  1. До мажор секст с ноной (C6/9)

Мажорные секстаккорды с добавленной ноной (9)

Аккорд Состав аккорда (англ) Состав ступеней Состав аккорда Состав аккорда (англ)
До мажор секст с ноной C6/9 I-III-V-VI-IX До, Ми, Соль, Ля, Ре C, E, G, A, D
До диез мажор секст с ноной C#6/9 I-III-V-VI-IX До диез, Фа, Соль диез, Ля диез, Ре диез C#, F, G#, A#, D#
Ре мажор секст с ноной D6/9 I-III-V-VI-IX Ре, Фа диез, Ля, Си, Ми D, F#, A, B, E
Ре диез мажор секст с ноной D#6/9 I-III-V-VI-IX Ре диез, Соль, Ля диез, До, Фа D#, G, A#, C, F
Ми мажор секст с ноной E6/9 I-III-V-VI-IX Ми, Соль диез, Си, До диез, Фа диез E, G#, B, C#, F#
Фа мажор секст с ноной F6/9 I-III-V-VI-IX Фа, Ля, До, Ре, Соль F, A, C, D, G
Фа диез мажор секст с ноной F#6/9 I-III-V-VI-IX Фа диез, Ля диез, До диез, Ре диез, Соль диез F#, A#, C#, D#, G#
Соль мажор секст с ноной G6/9 I-III-V-VI-IX Соль, Си, Ре, Ми, Ля G, B, D, E, A
Соль диез мажор секст с ноной G#6/9 I-III-V-VI-IX Соль диез, До, Ре диез, Фа, Ля диез G#, C, D#, F, A#
Ля мажор секст с ноной A6/9 I-III-V-VI-IX Ля, До диез, Ми, Фа диез, Си A, C#, E, F#, B
Ля диез мажор секст с ноной A#6/9 I-III-V-VI-IX Ля диез, Ре, Фа, Соль, До A#, D, F, G, C
Си мажор секст с ноной B6/9 I-III-V-VI-IX Си, Ре диез, Фа диез, Соль диез, До диез B, D#, F#, G#, C#

Мажорные секстаккорды с добавленной ноной (6/9)

1 из 7 — +

Аккорды с надстройками

Помимо привычных аккордов из трёх-четырёх звуков, существуют аккорды из пяти-шести и более звуков. Такие аккорды для пианино и клавишных, а также других музыкальных инструментов образуются путём последовательного добавления к септаккорду дополнительных ступеней (тех самых надстроек), расположенных по терциям.

К ступеням-надстройкам относятся XI (нона), XI (ундецима), XIII (терцдецима) и другие последующие ступени. Следует отметить (и всегда помнить!), что дополнительные ступени в составе не изменяют качество септаккорда и его гармоническую функцию в ладу: к примеру, минорный септаккорд всегда остаётся минорным, какие надстройки бы не добавились в его состав.

Мажорный нонаккорд (9)

Мажорный нонаккорд (9)

Состав аккорда:

  • До (C) — основной тон аккорда (тоника);
  • Ми (E) — большая терция (III ступень);
  • Соль (G) — чистая квинта (V ступень);
  • Си бемоль (Bb) — малая септима (пониженная VII ступень);
  • Ре (D) — большая нона (IX ступень).

Пример звучания:

  1. До мажор нонаккорд (C9)

Мажорные нонаккорды (9)

Аккорд Состав аккорда (англ) Состав ступеней Состав аккорда Состав аккорда (англ)
До мажор нонаккорд C9 I-III-V-bVII-IX До, Ми, Соль, Си бемоль, Ре C, E, G, Bb, D
До диез мажор нонаккорд C#9 I-III-V-bVII-IX До диез, Фа, Соль диез, Си, Ре диез C#, F, G#, B, D#
Ре мажор нонаккорд D9 I-III-V-bVII-IX Ре, Фа диез, Ля, До, Ми D, F#, A, C, E
Ре диез мажор нонаккорд D#9 I-III-V-bVII-IX Ре диез, Соль, Ля диез, До диез, Фа D#, G, A#, C#, F
Ми мажор нонаккорд E9 I-III-V-bVII-IX Ми, Соль диез, Си, Ре, Фа диез E, G#, B, D, F#
Фа мажор нонаккорд F9 I-III-V-bVII-IX Фа, Ля, До, Ми бемоль, Соль F, A, C, Eb, G
Фа диез мажор нонаккорд F#9 I-III-V-bVII-IX Фа диез, Ля диез, До диез, Ми, Соль диез F#, A#, C#, E, G#
Соль мажор нонаккорд G9 I-III-V-bVII-IX Соль, Си, Ре, Фа, Ля G, B, D, F, A
Соль диез мажор нонаккорд G#9 I-III-V-bVII-IX Соль диез, До, Ре диез, Фа диез, Ля диез G#, C, D#, F#, A#
Ля мажор нонаккорд A9 I-III-V-bVII-IX Ля, До диез, Ми, Соль, Си A, C#, E, G, B
Ля диез мажор нонаккорд A#9 I-III-V-bVII-IX Ля диез, Ре, Фа, Соль диез, До A#, D, F, G#, C
Си мажор нонаккорд B9 I-III-V-bVII-IX Си, Ре диез, Фа диез, Ля, До диез B, D#, F#, A, C#

Мажорные нонаккорды (9)

1 из 7 — +

Мажорный ундецимаккорд (11)

Мажорный ундецимаккорд (11)

Состав аккорда:

  • До (C) — основной тон аккорда (тоника);
  • Ми (E) — большая терция (III ступень);
  • Соль (G) — чистая квинта (V ступень);
  • Си бемоль (Bb) — малая септима (пониженная VII ступень);
  • Ре (D) — большая нона (IX ступень);
  • Фа (F) — ундецима (XI ступень).

Пример звучания:

  1. До мажор ундецимаккорд (C11)

Мажорные ундецимаккорды (11)

Аккорд Состав аккорда (англ) Состав ступеней Состав аккорда Состав аккорда (англ)
До мажор ундецимаккорд C11 I-III-V-bVII-IX-XI До, Ми, Соль, Си бемоль, Ре, Фа C, E, G, Bb, D, F
До диез мажор ундецимаккорд C#11 I-III-V-bVII-IX-XI До диез, Фа, Соль диез, Си, Ре диез, Фа диез C#, F, G#, B, D#, F#
Ре мажор ундецимаккорд D11 I-III-V-bVII-IX-XI Ре, Фа диез, Ля, До, Ми, Соль D, F#, A, C, E, G
Ре диез мажор ундецимаккорд D#11 I-III-V-bVII-IX-XI Ре диез, Соль, Ля диез, До диез, Фа, Соль диез D#, G, A#, C#, F, G#
Ми мажор ундецимаккорд E11 I-III-V-bVII-IX-XI Ми, Соль диез, Си, Ре, Фа диез, Ля E, G#, B, D, F#, A
Фа мажор ундецимаккорд F11 I-III-V-bVII-IX-XI Фа, Ля, До, Ми бемоль, Соль, Си бемоль F, A, C, Eb, G, Bb
Фа диез мажор ундецимаккорд F#11 I-III-V-bVII-IX-XI Фа диез, Ля диез, До диез, Ми, Соль диез, Си F#, A#, C#, E, G#, B
Соль мажор ундецимаккорд G11 I-III-V-bVII-IX-XI Соль, Си, Ре, Фа, Ля, До G, B, D, F, A, C
Соль диез мажор ундецимаккорд G#11 I-III-V-bVII-IX-XI Соль диез, До, Ре диез, Фа диез, Ля диез, До диез G#, C, D#, F#, A#, C#
Ля мажор ундецимаккорд A11 I-III-V-bVII-IX-XI Ля, До диез, Ми, Соль, Си, Ре A, C#, E, G, B, D
Ля диез мажор ундецимаккорд A#11 I-III-V-bVII-IX-XI Ля диез, Ре, Фа, Соль диез, До, Ре диез A#, D, F, G#, C, D#
Си мажор ундецимаккорд B11 I-III-V-bVII-IX-XI Си, Ре диез, Фа диез, Ля, До диез, Ми B, D#, F#, A, C#, E

Мажорные ундецимаккорды (11)

1 из 7 — +

Мажорный терцдецимаккорд (13)

Мажорный терцдецимаккорд (13)

Состав аккорда:

  • До (C) — основной тон аккорда (тоника);
  • Ми (E) — большая терция (III ступень);
  • Соль (G) — чистая квинта (V ступень);
  • Си бемоль (Bb) — малая септима (пониженная VII ступень);
  • Ре (D) — большая нона (IX ступень);
  • Фа (F) — ундецима (XI ступень);
  • Ля (A) — терцдецима (XIII ступень).

Пример звучания:

  1. C13

Мажорные терцдецимаккорды (13)

Аккорд Состав аккорда (англ) Состав ступеней Состав аккорда Состав аккорда (англ)
До мажор терцдецимаккорд C13 I-III-V-bVII-IX-XI-XIII До, Ми, Соль, Си бемоль, Ре, Фа, Ля C, E, G, Bb, D, F, A
До диез мажор терцдецимаккорд C#13 I-III-V-bVII-IX-XI-XIII До диез, Фа, Соль диез, Си, Ре диез, Фа диез, Ля диез C#, F, G#, B, D#, F#, A#
Ре мажор терцдецимаккорд D13 I-III-V-bVII-IX-XI-XIII Ре, Фа диез, Ля, До, Ми, Соль, Си D, F#, A, C, E, G, B
Ре диез мажор терцдецимаккорд D#13 I-III-V-bVII-IX-XI-XIII Ре диез, Соль, Ля диез, До диез, Фа, Соль диез, До D#, G, A#, C#, F, G#, C
Ми мажор терцдецимаккорд E13 I-III-V-bVII-IX-XI-XIII Ми, Соль диез, Си, Ре, Фа диез, Ля, До диез E, G#, B, D, F#, A, C#
Фа мажор терцдецимаккорд F13 I-III-V-bVII-IX-XI-XIII Фа, Ля, До, Ми бемоль, Соль, Си бемоль, Ре F, A, C, Eb, G, Bb, D
Фа диез мажор терцдецимаккорд F#13 I-III-V-bVII-IX-XI-XIII Фа диез, Ля диез, До диез, Ми, Соль диез, Си, Ре диез F#, A#, C#, E, G#, B, D#
Соль мажор терцдецимаккорд G13 I-III-V-bVII-IX-XI-XIII Соль, Си, Ре, Фа, Ля, До, Ми G, B, D, F, A, C, E
Соль диез мажор терцдецимаккорд G#13 I-III-V-bVII-IX-XI-XIII Соль диез, До, Ре диез, Фа диез, Ля диез, До диез, Фа G#, C, D#, F#, A#, C#, F
Ля мажор терцдецимаккорд A13 I-III-V-bVII-IX-XI-XIII Ля, До диез, Ми, Соль, Си, Ре, Фа диез A, C#, E, G, B, D, F#
Ля диез мажор терцдецимаккорд A#13 I-III-V-bVII-IX-XI-XIII Ля диез, Ре, Фа, Соль диез, До, Ре диез, Соль A#, D, F, G#, C, D#, G
Си мажор терцдецимаккорд B13 I-III-V-bVII-IX-XI-XIII Си, Ре диез, Фа диез, Ля, До диез, Ми, Соль диез B, D#, F#, A, C#, E, G#

Мажорные терцдецимаккорды (13)

1 из 7 — +

Таблицы и схемы аккордов для пианино и клавишных

Для большего удобства и наглядности мы подготовили печатные версии всех схем аккордов в материале. В архиве также приложены изображения аккордов и общая таблица со всеми представленными здесь аккордами. Печатайте и пользуйтесь:

Скачать “Диаграммы и схемы аккордов для печати” chords.zip – Загружено 1 раз – 8 МБ

Источник: samesound.ru