Клавишные — обширная категория инструментов, которую во время сведения часто упускают из вида. Когда же внимание доходит до клавиш, большинство музыкантов смотрят на них аналогично гитарам и басу, и, как следствие, допускают ошибки, приводящие к неудовлетворительным результатам сведения.
Клавишные определяют десятки разнообразных инструментов. В эту категорию относятся как традиционные пианино и рояль, так и более современные электропианино и синтезаторы. При этом, несмотря на включение в одну группу, инструменты обладают совершенно разным звучанием.
По какой-то причине (никому неизвестной) клавишные инструменты всегда остаются на периферии внимания музыкантов. И хотя их популярность в современной музыке высока — в том или ином виде клавишные встречаются практически в каждой песне, — о них вспоминают только после гитар, баса, ударных и вокала.
Когда дело доходит до сведения клавишных, музыканты зачастую ведут его по остаточному принципу. Руководствуясь принципом «сейчас как-нибудь уложу в микс», люди сводят клавиши так, как получится, и допускают ошибки, которые портят итоговый микс.
Автор издания Ask.Audio Холлин Джонс написал , в которой рассказал, какие ошибки при сведении клавишных часто допускают музыканты и что нужно делать, чтобы избежать их. SAMESOUND публикует адаптированный перевод материала.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
01 из 05Использование неподходящего компрессора
Клавишные — большой пласт инструментов, отличающихся разным диапазоном и тембром звучания. Каждый инструмент, будь то традиционное пианино или эмбиент-синтезаторы, живёт в собственном диапазоне частот, о чём нужно помнить при работе с эквалайзером.
Одни инструменты обладают более выраженным низом, другие — серединой, третьи — серединой и верхом, поэтому обработка клавишных требует индивидуального подхода. То, что хорошо для рояля, не подойдёт для пианино, а то, что хорошо для пианино, будет несовместимо с электроорганом.
Из-за разнообразия звучания однополосный компрессор может достойно управляться со средними частотами, но вместе с тем недожимать низ, из-за чего он будет перекрывать собой остальной микс. Возможна и обратная ситуация, при которой сжатие низких частот непроизвольно задавит середину и сделает микс недостаточно ясным.
При работе с клавишными лучше использовать многополосные и динамические компрессоры. Такие устройства позволяют более точно управлять компрессией, определяя не только как будет сжиматься сигнал, но также когда и на каких отрезках частотных диапазонов это произойдёт.
Тем не менее полностью отказываться от однополосных аппаратов не стоит — многое здесь зависит от содержания партии клавишных. Если клавиши исполняют только мелодическую роль, проигрывая несложную линию раз в несколько тактов, но сжать их можно и обычным компрессором. Если же клавиши аккомпанируют наравне с другими инструментами, то сжимать их лучше многополосной обработкой.
02 из 05Переизбыток реверберации
Обработка клавишных реверберацией — это область, в которой соблазнительно легко пересечь черту и зайти слишком далеко. Небольшая реверберация — это всегда хорошо, ведь сухие пианино или рояль зачастую звучат безжизненно в миксе. В таком случае, почему бы не навернуть ещё немного ревера?
Правило «меньше — больше» как никогда справедливо в случае с обработкой клавишных ревербератором. Короткой аккуратной реверберации с лёгкими откликами будет более, чем достаточно, чтобы насытить инструмент нужным объёмом.
Большинство клавишных виртуальных инструментов и библиотек оснащаются собственным эффектом реверберации. Несмотря на то, что обработка придаёт звуку нужной «живости» прямо из коробки, встроенный эффект лучше отключить. Управлять реверберацией лучше на отдельной шине, при этом обработку стоит вести с учётом всего микса в целом.
Суть обработки клавишных ревербератором не в том, чтобы залить аранжировку откликами клавиш, а в том, чтобы сделать их звучание сочным в контексте всего микса.
Единственное исключение из правил — сольные фортепианные композиции. Такие произведения предполагают просторный микс, целиком и полностью отведённый под клавишный инструмент, поэтому для заполнения пространства можно не скупиться на реверберацию.
Тем не менее перегибать тоже не стоит: несмотря на то, что клавишные не конкурируют с другими инструментами за пространство микса, растворять их в откликах и отзвуках не стоит.
03 из 05Игнорирование стереопанорамы
Грамотное панорамирование и расположение инструментов в стереопространстве — залог успешного микса. Каждому инструменту нужно выделить собственное место внутри композиции, в котором он, оставаясь хорошо заметным на общем фоне, не будет мешать остальным участникам аранжировки.
Допустим, в аранжировке живут несколько партий клавишных, звучащих в одном частотном диапазоне. Инструменты, конечно же, мешают друг другу и конкурируют за пространство микса. И хотя очевидным решением в этой ситуации будет эквализация, обработка спектра
Логично, что устранить конкуренцию между ними можно эквалайзером, подрезав и усилив определённые диапазоны партий. Однако по итогам обработки тембральные изменения в звучании клавиш могут быть довольно серьёзными, что приведёт к сильному изменению характера звука, из-за чего клавиши перестанут звучать как клавиши.
Вместо того, чтобы сразу хвататься за эквалайзер, попробуйте добиться большего различия между звучанием инструментов без изменения характера звучания. Например, с помощью разведения партий в разные стороны стереополя.
Жёсткого панорамирования не нужно, всё-таки речь идёт не о даблтреке. Для разведения клавишных достаточно сдвига на 20-40% вправо и влево с последующей лёгкой (это важно!) обработкой эквалайзером.
04 из 05Эквализация в отрыве от других инструментов
Сольная эквализация позволяет добиться отличного звука инструмента, но только не в контексте микса. В итоге получается ситуация, когда красивое, яркое и сочное пианино сталкивается с басом и гитарами, теряет в звуке и растворяется в миксе.
Эквализация должна проводиться только в рамках всего трека. То, как инструмент звучит сам по себе, не так важно — у слушателя не будет возможности отключить остальных участников микса, чтобы послушать «идеально сведённое пианино».
Эквализация в отрыве от микса — частая ошибка, которая относится ко всем инструментам аранжировки, а не только к клавишным.
Если же в треке присутствует часть, в которой клавиши играют в одиночестве, то для удержания баланса микса стоит поместить сольный кусок на отдельную дорожку. Такое решение позволит инструменту не только остаться хорошо уложенным в миксе, но и сохранить яркость на сольном отрезке.
05 из 05Неправильная компрессия сигнала
Эквализация и компрессия живых клавишных, в особенности пианино и роялей, — далеко не самая простая задача. Работая с реальным инструментом нужно учитывать множество факторов, влияющих на то, как будет вестись обработка, а заодно не забывать о том, что записанный сигнал будет очень и очень неоднородным.
Живые пианино и рояли осложняют работу широким диапазоном из 88 звуков по всему спектру, демпфирующей педалью и педалью сустейна. Добавьте к этому индивидуальные особенности исполнения, разнообразие вариантов звукоизвлечения, разную атаку и затухание у соседних звуков, и вы получите огромную проблему для человека перед компрессором.
Как именно компрессировать клавишные — вопрос, на который не существует ответа. Мы уже выяснили, какие компрессоры лучше подходят для обработки клавишных, однако так же легко рассказать об особенностях компрессии не выйдет (мы попробуем в одном из будущих материалов).
Единственный совет, который можно дать в этом случае, — практикуйтесь как можно больше. В качестве референса стоит использовать и сэмплированные наборы звуков клавишных инструментов, в которых разработчики заботливо решили основные проблемы живых клавиш и сделали всё, чтобы их можно было без лишних проблем уложить в микс.
Источник: