Бег на вершину холма: как появился и из чего состоит главный хит Кейт Буш «Running Up That Hill»

Четвёртый сезон сериала «Очень странные дела» подарил вторую жизнь хиту «Running Up That Hill» Кейт Буш. Трек забрался на вершину чарта iTunes, подростки добавляют композицию к своим сториз и тиктокам, а видеоблогеры снимают реакции, всячески удивляясь качеству песни. Из этого материала вы узнаете историю самой популярной песни лета 2022 года, посмотрите, какое влияние на современную музыку оказала Кейт Буш, и узнаете, как повторить звучание «Running Up That Hill» с помощью плагинов.

В мае 2022 года Netflix выпустил долгожданное продолжение научно-фантастического сериала «Очень странные дела». Помимо возвращения любимых героев, шоу заново открыло миру песню Кейт Буш «Running Up That Hill». Трек буквально захватил медиапространство: песня появилась в миллионах сториз в Инстаграме* и Тиктоке, стала героем тысяч видео на YouTube, обзавелась десятком ремиксов и возглавила чарты iTunes и Billboard.

«Очень странные дела» подарили песне вторую жизнь, а сама она превзошла успех многолетней давности. Вышедшая в августе 1985 года под первоначальным названием «Make a Deal with God», песня добралась до третьей строчки чартов Великобритании и Германии, а заодно стала первым за долгое время синглом Кейт Буш, попавшим в Топ-100 синглов в США.

Популярность самой Буш выросла соразмерно. Интерес к британской певице рос: девушку приглашали выступить на различных площадках, активно крутили по MTV и звали в вечерние шоу. В итоге альбом певицы «Hounds of Love» обошёл по популярности пластинку «Like a Virgin» Мадонны, казалось бы, забетонировавшую верхние строчки чартов.

Что удивительно: за несколько дней до выхода «Running Up That Hill» Кейт Буш считалась некогда популярной певицей, навсегда покинувшей большую сцену. Журналы сомневались в возможном возвращении Кейт, равно как и в том, что публика примет её спустя три года после выхода последней пластинки.

Как показала история, все они ошибались. Сингл «Running Up That Hill» и последовавший за ним альбом «Hounds of Love» не только вернули девушку на музыкальный Олимп, но и оказали огромное влияние на популярную музыку.

Самодельная звезда

Как это часто бывает с будущими популярными исполнителями, Кейт Буш с детства интересовалась музыкой. Задолго до того, как девочке исполнилось 10 лет, она потребовала родителей купить ей пианино, чтобы играть и сочинять песни. По словам брата певицы, Буш самостоятельно научилась играть на инструменте, а первую песню написала в 11 лет.

В 14 лет Кейт записала несколько песен с помощью домашнего магнитофона и стала рассылать кассеты по звукозаписывающим компаниям. Удача улыбнулась девочке: одну из записей заметил гитарист Pink Floyd Дэвид Гилмор, предложивший Кейт записаться в его домашней студии.

Спустя пару лет обучения и профессионального роста, Гилмор арендовал для девушки профессиональную студию. Всё было по-взрослому: качественное оборудование, новые инструменты, умелые музыканты, аранжировщики и звукорежиссёры. Выступивший продюсером записи, гитарист отправил результаты в EMI, которые предложили Кейт полноценный контракт.

Кейт Буш в возрасте 16 лет

Полученный от лейбла аванс 18-летняя Буш вложила… в себя. С 1976-й по 1978-й годы она изучала искусство, училась играть на разных инструментах и разбиралась в музыке. Обучение было условием лейбла: EMI дали Буш два года на взросление, развитие навыков и написание новых песен.

Часть денег девушка вложила в занятия пластическим искусством под руководством Линдси Кемпа — знаменитого танцора и хореографа, с Дэвидом Боуи. Занятия Кемпа научили девушку держаться на сцене, а также позволили самостоятельно ставить хореографию для клипов и концертов.

К началу 1978-го года Буш написала 13 песен для дебютного альбома. Пластинка «The Kick Inside» вышла в феврале и заняла третью строчку английского музыкального чарта. К лету того же года альбом стал платиновым в нескольких европейских странах.

Примечательно, что тогда же лейбл узнал о настойчивости Буш. В качестве первого сингла для поддержки пластинки девушка выбрала композицию «Wuthering Heights», однако EMI отговаривали её от этого: аналитики и продюсеры убеждали Кейт, что песня не понравится слушателям, провалится в продажах и перечеркнёт коммерческие перспективы самого альбома.

Буш была непреклонна и, как оказалось, не зря. Песня возглавила чарты Великобритании, стала популярной в Европе и США. Сейчас «Wuthering Heights» считается одной из самых известных песен Кейт наравне с «Running Up That Hill», «Babooshka» и другими композициями.

Чтобы закрепить успех «The Kick Inside», лейбл настоял на записи новой пластинки. Второй альбом Буш — «Lionheart» — вышел в том же 1978 году, но критики и публика встретили его более холодно. Работа добралась до пятых-шестых строчек чартов, а тираж был заметно меньше. Более скромный результат натолкнул Кейт на мысль, что ей нужно что-то менять.

Перед записью третьей пластинки — «Never for Ever» — певица взяла паузу для переосмысления подхода к творчеству. По договорённости с лейблом девушка стала со-продюсером записи наравне с Джоном Келли, присланным из EMI, а заодно взяла курс на стилистическое разнообразие песен. Последнее привело к активному использованию в аранжировках синтезаторов и драм-машин, набиравших популярность в конце 1970-х годов.

Работа над «Never for Ever» заняла год, выход пластинки состоялся в 1980-м году. Альбом ждал коммерческий успех: три сингла — «Breathing», «Babooshka» и «Army Dreamers» — попали в Топ-20 британских чартов, а сам релиз стал первой в истории пластинкой женщины-исполнительницы, занявшей первое место в чарте Великобритании. «Never for Ever» был популярен по всему миру, включая СССР, где пластинка стала единственным официально изданным альбомом Кейт Буш.

По окончании тура в поддержку альбома Кейт сразу же приступила к следующему релизу — пластинке «The Dreaming». Девушка отказалась от помощи продюсеров, взяв эту роль на себя, поставила во главу угла синтезатор и решила активнее экспериментировать с электронными инструментами.

Тем не менее работа над «The Dreaming» шла медленно. По воспоминаниям Кейт, из-за совмещения нескольких ролей новые песни давались ей с большим трудом. Быть продюсером, композитором и автором текстов оказалось не так просто, как думала девушка.

Кейт Буш в 1980-м году

Альбом вышел в 1982-м году и получил смешанные отзывы критиков и слушателей: одни называли его зрелой и смелой работой, другие разносили в пух и прах, отмечая излишнюю концептуальность. И хотя в США альбом попал в чарт Billboard Top 200, а в Великобритании стартовал с третьей строчки, после выхода «The Dreaming» не снискал большого успеха у слушателей.

Руководство EMI переживало из-за слабых продаж и отмечало, что пластинка получилась слишком дорогой: запись шла достаточно долго, что, в условиях дороговизны студийного времени, раздуло итоговый бюджет. Продажи отпечатанного тиража едва покрыли производство и продвижение «The Dreaming».

Позднее Буш вспоминала, что во время работы над альбомом ей постоянно не хватало времени. Желание сделать как можно больше было понятно всем вовлечённым в создание пластинки, но лейбл всё равно постоянно ограничивал девушку. Звукозаписывающая компания ссылалась на высокую стоимость аренды студии и намекала на затягивание производства, что вылилось в ряд разногласий. Из-за споров альбом создавался в атмосфере нервозности и стресса, что не шло на пользу итоговому результату.

Несмотря на то, что позднее «The Dreaming» будет по достоинству оценен и слушателями, и критиками, спустя несколько месяцев после релиза пластинку признали коммерческим провалом. Ситуация отразилась на самой Кейт: долгая изнуряющая работа, обилие трудностей и отсутствие финансового успеха привели девушку к нервному истощению. Певице требовался отдых и очередное переосмысление творчества.

Бег на вершину холма

«Перезагрузка» затянулась на три года, в течение которых Буш не появлялась на публике, не давала интервью и полностью пропала с радаров. Длительное молчание породило немало слухов: поклонники и журналисты то обещали возвращение Кейт «со дня на день», то полностью списывали её со счетов.

В 1985-м году в журнале NME в рубрике «Где они теперь» вышел материал, посвящённый Кейт Буш. Авторы издания собрали всё, что было известно о жизни Кейт на тот момент, и написали «желтушную» заметку, в которой смаковали слухи о том, что Буш набрала лишний вес и лечится в клинике, а также высказывали предположение, что певица тихо завершила карьеру и уже вряд ли когда-либо вернётся на сцену.

Пока журналисты муссировали домыслы, Кейт заканчивала пластинку, которая вскоре оставит заметный след в истории популярной музыки. Молчание исполнительницы на протяжении последних лет объяснялось изменившимся подходом к работе — сложная запись «The Dreaming» стала полезным опытом, показавшим Кейт, как не надо делать альбом. Поэтому в этот раз работа шла совершенно иначе.

По совету отца, в 1983-м году певица сменила обстановку, отправившись на Ямайку. Отдых пошёл на пользу: девушка поняла, что больше не хочет сочинять музыку в угоду критикам, публике и лейблу, а хочет писать только для себя.

Вернувшись в Англию, Буш продала жильё в Лондоне и купила участок в Ист-Викхэме, где родилась и выросла. На большой территории разместились дом и фермерские постройки, которые были переоборудованы под музыкальные нужды певицы. Так, например, амбар стал просторной студией звукозаписи, а в хлеву разместилась часть инструментов и оборудования.

Студия была оснащена самым современным оборудованием. Девушка не скупилась на инструменты: так, например, в студии имелись драм-машина LinnDrum и синтезатор Fairlight CMI, стоивший в середине 1980-х годов баснословные £18 000.

Кейт Буш и Fairlight CMI

Стоит отметить, что новомодные и сложные устройства стояли в студии не просто так: Буш разобралась в их особенностях, научилась ими пользоваться и применять в своём творчестве. Помимо синтезаторов девушка освоила компрессоры, гейты, ревербераторы и другие студийные аппараты рад того, чтобы реализовать свои задумки так, как ей хочется.

К тому же исполнительница жила в своё удовольствие и впервые за долгое время распоряжалась временем так, как ей хочется. Кейт работала в саду, танцевала, гуляла, готовила, работала в студии и садилась за пианино тогда, когда ей по-настоящему этого хотелось. Свежий воздух, обилие свободного времени и отдых дали свои плоды: занятия творчеством стали ежедневными и непринуждёнными, а музыка Кейт — более необычной и интересной.

По воспоминаниям певицы, переезд помог ей перезагрузиться. Природа и окружающие виды успокаивали и настраивали на творческий лад. В итоге, в один из вечеров Кейт придумала песню, которая вскоре станет первым за три года синглом и ознаменует её триумфальное возвращение на сцену с альбомом «Hounds of Love».

Вместе с успехом песни выросла и популярность Fairlight CMI. Спустя несколько месяцев после релиза «Running Up That Hill» продажи синтезатора выросли вдвое.

Два года полной творческой свободы позволили Буш придумать один из самых важных альбомов десятилетия. Вышедший в сентябре 1985 года «Hounds of Love» стал идеальным сочетанием творчества и технологий, прогрессивной и популярной музыки. Пластинка отличалась свежим звучанием и неожиданными музыкальными и аранжировочными решениями, созданными благодаря композиторскому таланту и новым технологиям.

Даже спустя десятки лет после релиза «Hounds of Love» остаётся одним из самых интересных альбомов ранней электронной музыки, в котором цифровые и акустические инструменты сливаются в цельный монолитный микс, органично дополняя друг друга. Буш грамотно использует технологии, применяя цифровые устройства не потому, что это модно, а потому, что они делают музыку выразительнее и интереснее.

Аранжировка «Running Up That Hill» и особенности композиции

Одна из ключевых особенностей аранжировки «Running Up That Hill» — целенаправленный отход от традиционной структуры композиции в популярной музыке. Здесь нет чёткого разделения на куплеты и припевы, вместо которых предлагается аранжировка с ощущением неравномерности тактов и квадратов. Из-за размытия границ кажется, что припев врывается в песню на пару тактов раньше положенного, а куплеты начинаются позже, чем должны.

Эффект усиливается необычной продолжительностью частей: первый и второй куплет состоят из семи и одиннадцати тактов, что явно ломает привычные кратные нормы длительности частей песни. То же самое касается и прехорусов перед припевами: первый прехорус длится четыре такта, второй — шесть.

Другое интересное решение аранжировки состоит в использовании союза «If» в строке припева . В первых двух припевах «If» чётко попадает в сильную долю, в то время как в третьем и последующих припевах попадает как на слабую долю, так и произносится под долю.

Припевы никак не выделяются в аранжировках: перед их началом нет привычных сбивок ударных или каких-либо музыкальных проходов, предвещающих начало припева. Единственное, что обозначает его начало — всё тот же союз «If», что также звучит необычно.

Интерес представляет и концовка: песня заканчивается так же, как начинается, инструменты покидают аранжировку в обратном порядке. Сначала из аранжировки уходят гитары, затем голос, потом клавишные и ударные. В итоге слушатель остаётся наедине с монолитным пэдом, звучавшим на протяжении всей композиции.

Фоновый пэд

«Running Up That Hill» начинается с синтезированного пэда, выступающего в роли фундамента аранжировки. Партия пэда состоит из двух нот — До (C) и Ми-бемоль (Eb), определяющих тональность композиции как До минор (Cm).

Партия фонового пэда построена на нотах До и Ми-бемоль

Фундаментальность пэда подчёркивается его постоянством: До и Ми-бемоль неизменно звучат на протяжении всей композиции. На партию синтезатора нанизываются другие инструменты, однако сам он не меняется по ходу трека.

Гармония

Несмотря на размытость структуры, аранжировка «Running Up That Hill» состоит из вступления, куплетов, припевов, проигрыша и концовки. Каждая часть полагается на одни и те же аккорды, которые звучат по-разному благодаря гармоническому ритму — скорости изменения аккордов в произведении.

Изменение скорости смены аккордов в разных частях песни — простой и эффективный способ поддержания интереса слушателя без увеличения количества аккордов и усложнения гармонии. Кейт Буш полагается на гармонический ритм, чтобы разграничить размытую аранжировку: так, например, в куплетах на один такт приходятся два аккорда, в то время как во вступлении и припевах — один.

Базовая аккордовая последовательность «Running Up That Hill»

В основе гармонии «Running Up That Hill» лежит последовательность аккордов Ля-бемоль, Си-бемоль, До минор, Соль минор (Ab-Bb-Cm-Gm). Вместе они образуют прогрессию VI-VII-i-v в рамках тональности До минор (Cm).

  1. Аккорды в куплете «Running Up That Hill» (только клавишные) 0:09

На первый взгляд, композиция построена на простых диатонических трезвучиях — трёхнотных аккордах на основе нот гаммы До минор. Будучи дополненной звуками фонового пэда, последовательность меняет свой вид, превращаясь в прогрессию Ля-бемоль, Си-бемоль нон-аккорд с задержанием четвёртой ступени, До минор, До минор септ с ноной (Ab-Bb9sus4-Cm-Cm7/9).

Аккордовая последовательность «Running Up That Hill» с добавленными нотами фонового пэда (выделены красным)

Ноты До и Ми-бемоль, входящие в партию пэда, меняют второй и четвёртый аккорды последовательности — Си-бемоль (Bb) и Соль минор (Gm) превращаются в Си-бемоль нон-аккорд с задержанием четвёртой ступени (Bb9sus4) и До минор септ с ноной (Cm7/9), соответственно. Вместе с тем они никак не влияют на первый и третий аккорды прогрессии, так как До и Ми-бемоль входят в состав трезвучий Ля-бемоль (Ab) и До минор (Cm).

  1. Аккорды в куплете «Running Up That Hill» (клавишные + фоновый пэд) 0:16

Технически трезвучия не меняются и остаются всё теми же Си-бемоль и Соль минор. Дополнительные звуки партии пэда искусственно усложняют аккорды, создавая ложное ощущение использования других трезвучий.

Усложнённые аккорды также создают ощущение дополнительного напряжения в музыке, которое рассеивается вместе с появлением простых аккордов. Благодаря этому в последовательности образуется своего рода пульсация между напряжением и разрешением-успокоением.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Обширные интервалы

На протяжении всей карьеры критики отмечали умение Кейт Буш создавать необычные мелодии, которые буквально прыгают то вверх, то вниз. «Running Up That Hill» не стала исключением.

Мелодия куплета вместе с текстом песни

Знаменитая мелодия композиции написана в эолийском ладу от ноты До, построенном на звуках натурального До минора. При этом Буш использует несколько больших интервалов: к примеру, в вокальной мелодии используется ход от Си-бемоль (на слове ) к До (первый слог в слове ), образующий малую септиму в конце строки .

Отдельного внимания также заслуживает нота Ре на слове в строчке . Звук резко контрастирует на фоне нот До и Ми-бемоль в партии пэда, но вместе с тем сливается с ноной Ре в аккорде Си-бемоль (Bb9sus4) и дополнительно усиливает его.

Мелодия припева вместе с текстом песни

Сэмплированный хук

Знаменитая мелодия «Running Up That Hill», появляющаяся во вступлении, проигрышах и концовке, прочно ассоциируется не только с песней, но и с самой Кейт Буш. Говорим Кейт Буш — вспоминаем «Running Up That Hill», говорим «Running Up That Hill» — вспоминаем основной хук песни.

В основе мелодии лежит пресет Cello2 из библиотеки синтезатора Fairlight CMI. Синтезатор записывался и проигрывался через сэмплер, благодаря чему партия звучит так, как будто инструмент активно обработан дилэем.

Основной хук композиции

По своему содержанию мелодия вторит вокалу, однако использует изменённый состав интервалов. Особенно ярко в хуке выделяется снижение на септиму: там, где вокал поднимается от Си-бемоль к До, синтезатор идёт вниз, уходя с Си-бемоль на более низкую До.

  1. Основная мелодия «Running Up That Hill» 0:18

Паттерн ударных

Песня написана в темпе около 108 ударов в минуту. В основе ритмической составляющей композиции лежит статичный паттерн ударных с активным использованием томов. Рисунок выполняет роль монолитной основы аранжировки и не меняется по мере развития композиции.

Паттерн ударных был придуман Кейт Буш и запрограммирован Дэлом Палмером, давним помощником певицы по студийной работе, с помощью драм-машины LinnDrum. Позднее паттерн дополнили живыми ударными, пригласив для этого барабанщика Стюарта Эллиота.

В основе паттерна лежит ровный рисунок на 4/4, состоящий из чередования бочки и снейра. Играющие на сильную и слабые доли бочка и снейр связаны галопирующим и громоподобным ритмом томов. Чтобы подчеркнуть мощь ударных и отвести весь нижний диапазон композиции под ударные и бас, паттерн полностью исключает хай-хэт, тарелки и прочее железо.

Паттерн ударных Running Up That Hill

Как и в случае с партией пэда, паттерн драм-машины представляет собой зацикленный бит продолжительностью один такт, который повторяется на протяжении всей композиции. В проигрыше и заключительных припевах паттерн дополняют живые ударные, визуализирующие ранее использовавшуюся строчку .

  1. Паттерн ударных «Running Up That Hill» 0:10

По словам Кейт, появление «Running Up That Hill» обязано именно ударным. В один из вечеров девушка попросила Дэла Палмера запрограммировать драм-машину на основе придуманного ей рисунка ударных, после чего стала перебирать идеи и звуки на синтезаторе. Спустя пару минут драм-машину дополнил монолитный пэд, а затем Буш придумала знаменитую мелодию.

Линейность пэда и барабанного паттерна, по всей видимости, объясняют нестандартную длину частей композиции. Отсутствие акцентов по железу в начале такта и какого-либо движения в синтезаторной подложке породили более свободную структуру песни, не привязанную к привычному кратному количеству тактов.

Вокальные эффекты

По мере развития песни в аранжировке появляются гитары и живые ударные, постепенно подводящие слушателя к концовке композиции. Здесь же припев обрастает дополнительными вокальными дорожками, создающими дополнительное напряжение в музыке.

Бэк-вокал в последних припевах представляет собой смесь десятков вокальных дорожек, обработанных различными эффектами. Вместе они образуют странные и нервозные вокальные гармонии, добавляющие музыке ощущение беспокойства.

В последней секции концовки, основанной на удержании До минора, в песне появляется вокал с эффектом детюнинга, дублирующий основную партию голоса. Вместе с ним концовка приобретает потусторонний и мистический характер, и, как следствие, моментально врезается в память.

Кейт Буш не раскрывала подробностей обработки дополнительных дорожек голоса, но, по всей видимости, их итоговое звучание создано посредством сэмплера. Скорее всего, Буш записала строчку текста в сэмплер, а затем ускорила её воспроизведение. Получившийся сэмпл был опущен на октаву и подогнан под темп композиции для сочетания с основной партией вокала.

Синтезаторы «Running Up That Hill»

В течение долгих лет основным инструментом Кейт Буш был синтезатор Yamaha CS-80. Особую любовь к японскому инструменту девушка питала из-за чувствительной к силе нажатия клавиатуры — в конце 1970-х годов CS-80 был одним из немногих инструментов, предлагавших такую функциональность.

Буш в основном полагалась на пресеты синтезатора, что, вместе с чувствительной клавиатурой, позволяло ей аккуратно вплетать CS-80 в аранжировки наравне с более привычными акустическими инструментами. Исполнительница использовала синтезатор в дополнение к виолончелям и балалайкам, и добивалась органичного звучания акустических и цифровых звуков.

В 1979 году на рынке появился новый продвинутый инструмент из Австралии — Fairlight CMI, а Кейт Буш стала одним из первых пользователей синтезатора. CMI использовался в нескольких композициях на альбоме «Never For Ever», а затем заменил Yamaha CS-80 в качестве основного инструмента.

Именно Fairlight CMI стал основой звучания «Hounds of Love», на котором с его помощью были созданы многие характерные звуки. Своё запоминающееся звучание мелодия «Running Up That Hill» также получила благодаря австралийскому инструменту. При этом, подход исполнительницы к наполнению аранжировки и саунд-дизайну выделялся на фоне принятых норм эпохи синти-попа.

В 1986 году журналисты издания Island Ear задали Кейт десятки вопросов об особенностях работы в студии, но каждый ответ был уклончивым и витиеватым. Единственное, о чём Буш сказала прямо, был синтезатор Fairlight, создавший основу звучания композиции.

Как позднее вспоминала исполнительница, после выхода «Hounds of Love» журналисты то и дело расспрашивали её о работе в студии, но она уходила от ответов, боясь, что другие музыканты скопируют её подход к работе.

Хотите знать, как появилась эта небольшая часть в «Running Up That Hill» в самом начале песни, играющая после ударных, но до вокала? Это Fairlight, и именно с ним я написала эту песню. Она получилась благодаря ему.

Кейт Буш в интервью Island Ear, 1986 год

Основой саунд-дизайна «Running Up That Hill» стал стандартный патч Cello2, придуманный инженерами Fairlight для имитации струнных инструментов. Пресет в таком же виде входит в библиотеку пресетов  — программной эмуляции австралийского синтезатора от компании Arturia. С его помощью можно достаточно точно воспроизвести звучание хита Кейт Буш.

Arturia CMI V с пресетом Cello2

В базовом варианте его звучание только отдалённо напоминает то, что мы слышим в песне:

  1. Пресет Cello2 в Fairlight CMI/Arturia CMI V 0:06

Fairlight CMI предлагал функции сэмплирования, однако они были далеки от того, к чему мы привыкли сегодня. Из-за ограниченного количества встроенной памяти CMI мог работать только с короткими сэмплами, длительность которых не превышала одной секунды.

Для создания более длительных звуков требовалось зацикливать отдельные отрезки сэмпла, что неминуемо приводило к появлению щелчков и прочих артефактов. Чтобы обойти этот недостаток, Кейт пропустила сигнал инструмента через ревербератор с длинной объёмной реверберацией, а затем вернула часть хвоста реверберации обратно в сэмплер.

В интервью журналу Musician Буш , что работает с ревербераторами AMS, Quantec и Lexicon 224. Вероятно, звук CMI был пропущен через одно или несколько из этих устройств.

Для повторения подобного эффекта воспользуемся ревербератором с пресетом Homestar Blade Runner.

Ревербератор Valhalla VintageVerb с пресетом Homestar Blade Runner

Патч создаёт огромную 10-секундную реверберацию с мрачным звучанием, идеально подходящим для воссоздания основного пэда «Running Up That Hill».

  1. Синтезатор с реверберацией 0:11

Как только синтезатор пополнится нужным пространственным эффектом, вернём получившийся звук в сэмплер CMI V и зациклим часть хвоста. Сэмпл будет обрываться и щёлкать точно так же, как он бы щёлкал на реальном Fairlight CMI, поэтому сигнал лучше повторно обработать реверберацией, чтобы замаскировать недостатки.

Чтобы сделать звучание ярче, я обработал его эквалайзером. Так, например, частоты 1,24 кГц и 2 кГц я усилил на несколько децибел, а заодно активировал высокочастотный пропускной фильтр с порогом в районе 700 Гц. Последний убрал излишнюю басовитость пресета и сосредоточил звучание синтезатора в среднем и верхнем частотном диапазоне.

  1. Фоновый пэд «Running Up That Hill», созданный в Arturia CMI V 0:18

Звук мелодии и аккордовый клавишный аккомпанемент «Running Up That Hill» созданы с помощью того же пресета Cello2. Единственное отличие — небольшое изменение высоты ноты в самом начале сигнала. По всей видимости, Буш запрограммировала бенд, а затем записала ноту сэмплером CMI для последующего использования их в качестве инструментов.

Интересно, что такой подход напрямую сказался на особенностях звучания клавишных. Так, например, сэмплер сделал изменение питча более коротким на высоких звуках и более длинным — на низких.

  1. Аккордовый клавишный аккомпанемент «Running Up That Hill», созданный с помощью Arturia CMI V и пресета Cello2 0:45

Тот же сэмпл и методика обработки использовалась и для исполнения основной мелодии композиции. Как и в случае с клавишными, сэмплер напрямую повлиял на звучание партии: так в звуке появляется своего рода дилэй, звучащий громче на высоких нотах и тише — на низких.

Аналогичного эффекта можно добиться с помощью автоматизации общего уровня сигнала синтезатора или входного уровня дилэя. Чтобы звук инструмента был более ярким и чистым, я усилил на +5 дБ область в районе 2,84 кГц.

  1. Мелодия «Running Up That Hill», воссозданная в Arturia CMI V 0:39

Звучание ударных «Running Up That Hill» полагается на драм-машину LinnDrum, что вполне типично для большинства популярной музыки 1980-х годов.

Я услышал «Running Up That Hill» в самом начале работы над песней, когда [у Кейт] не было даже демо. Так что мы работали поверх оригинального черновика Кейт [Буш] и Дэла [Палмера]. Дэл запрограммировал партию на драм-машине LinnDrum, которая в неизменном виде перешла в итоговую версию песню.

Мы изрядно поработали над аранжировкой и повозились с Fairlight, чтобы добиться нужного звука, но суть в том, что оригинальная идея [Кейт] осталась неизменной.

Пол Хардиман, продюсер, работавший с Кейт Буш над альбомом «Hounds of Love»

Для воссоздания звука драм-машины можно воспользоваться сэмплами LinnDrum или одним из плагинов, повторяющих звучание инструмента. Так, например, подойдёт плагин , который достаточно точно эмулирует звучание реальной драм-машины.

Басовая партия «Running Up That Hill» записана с помощью бас-гитары, однако для повторения звука баса можно воспользоваться плагином . К примеру, пресет 32-BASS 4, несмотря на выраженное электронное звучание, в миксе неплохо мимикрирует под живой бас из-за слегка мутного звука.

Другая отличительная черта микса оригинальной песни — обилие реверберации, что . Помимо этого продюсеры искусственно расширяли звучание инструментов, поэтому при попытке скопировать микс «Running Up That Hill» стоит не скупиться на стереорасширение.

Заключение

«Running Up That Hill», как и всё творчество Кейт Буш, — прекрасная иллюстрация тезиса о том, что технологии должны служить музыке, а не музыка — технологиям. При этом своей работой исполнительница показывает, что ломать устоявшиеся правила и делать так, как считаешь нужным, если это идёт на пользу творчеству — правильно.

Певица всегда ставила во главу угла музыку и собственное удовольствие от её написания и исполнения, и игнорировала кем-то придуманные правила и устоявшиеся традиции. Именно поэтому творчество Буш сейчас переживает второе рождение, а в будущем переживёт третье, четвёртое и пятое – её подход к работе и жажда экспериментов ради достижения качественного результата делают музыку Кейт актуальной и интересной во все времена.

Файлы для скачивания

Ниже представлен архив пресетов для синтезатора Arturia CMI V и сэмплов оригинального Fairlight CMI, а также MIDI-версия композиции для импорта в DAW. С их помощью можно изучить настройки инструментов и разобраться в том, как именно устроена знаменитая «Running Up That Hill» и из чего складывается её характерное звучание.

Скачать “RUTH: пресеты и MIDI” Kate_Bush_RUTH_Presets_MIDI.zip – Загружено 296 раз – 456 КБ

Список использованных материалов

  • Афиша Daily: ;
  • Википедия: статьи , ;
  • The BluePrint: ;
  • DJ Mag: ;
  • GearNews: ;
  • MusicRadar: ;
  • MusicRadar: ;
  • ReverbMachine: .

Источник: samesound.ru